Рамки Монтессори
				
            Скляренко Элина Олеговна 
Идея для этой развивающей игры была взята из трудов известного итальянского 
    педагога Марии Монтессори, которая занималась с умственно отсталыми детьми 
    по своей методике и по специально придуманными ею заданиями. Ей удавалось 
    так успешно влиять на развитие умственно отсталых детей, с которыми она занималась, 
    что к моменту поступления в школу они по своему развитию даже превосходили 
    нормальных детей.
 
Что же представляют собой эти необычные "Рамочки Монтессори"?
Это простой набор квадратных рамок-пластинок с вырезанными в центре отверстиями 
  разной формы - квадрата, ромба, прямоугольника, круга, эллипса, трапеции, пятиугольника, 
  треугольника и пр. В принципе, набор фигур может быть любым, главное - он должен 
  соответствовать развитию ребенка и его интересам. Можно даже сделать (купить) 
  рамки с вкладышами произвольной формы (фигурки зверей, транспорт, листья, цветы, 
  домики и пр).
В игры с рамочками Монтессори предлагается играть детям с трехлетнего возраста, 
  но можно с успехом играть и с малышами 1-1,5-2-х лет. Все зависит от вашей фантазии.
Как играть?
Игра с крохой должна быть простая. Если малышу всего 1-1,5- 2 года, можно ему 
  предложить игру с 1-3 рамочками. Основное действие: взрослый раскладывает рамки 
  и вкладыши отдельно и предлагает малышу "закрыть окошки в домике" подходящими 
  рамками. Это самое любимое задание у детей. Они его повторяют бесчисленное количество 
  раз и когда они совсем еще малы, и когда станут постарше. Видимо, есть в этом 
  процессе отыскивания что-то притягательное. Успехом для малыша будет даже выбрать 
  правильный вкладыш! Легким вариантом для совсем крох будут рамочки и вкладыши 
  одинакового цвета, чтобы легко можно было определить фигурку. Не забывайте хвалить 
  его даже за маленький успех!
Двухлетке можно уже предложить 4 и более фигуры. Если ему удастся ровно вложить 
  его в рамку - ваш ребенок заслуживает самой восторженной похвалы! Рамку с вкладышами 
  с самого начала называют по форме отверстия в ней (круг, квадрат, треугольник 
  и т. д.). Не забывайте правильно называть фигуры - несколько недель занятий 
  - и ваш малыш прекрасно запомнит эти якобы сложные геометрические понятия. Постепенно 
  увеличивайте количество рамок, но не торопите ребенка. 
Малышам постарше можно предложить закрывать рамки вкладышами на время или даже 
  с завязанными глазами. Поиграть в соревнование - игру "Кто быстрее закроет окошечки 
  в домиках". Трехлетку легко научить различать цвета, если их указывать на рамочках 
  и вкладышах. 
Не менее интересное занятие для ребенка постарше с рамками - обводить их контуры 
  карандашами. Сначала лучше обводить контур по рамке, это намного легче, чем 
  по вкладышу. А из фигур легче всего обводить круг и эллипс, очень трудно - звездочку. 
  Пусть малыш на чистый лист бумаги положит рамку "круг" и попробует обвести контур 
  цветным карандашом. Не спешите сказать и показать, что рамку надо плотно прижимать 
  к бумаге. Пусть сам догадается! Уберите рамку и вместе полюбуйтесь результатом. 
  Покажите малышу, как можно заштриховать фигурку. Пусть он попробует сделать 
  это сам. Обводя разные рамки и закрашивая их разными цветами, можно создавать 
  удивительные узоры. Эта игра помогает малышу усвоить основные геометрические 
  понятия, "ставит руку", готовит к рисованию и письму. 
Чем больше малыш проявляет в игре собственной инициативы, тем это лучше во 
  всех отношениях: больше возможностей для развития творческих способностей самого 
  малыша и лучше для старших - им не надо быть постоянными поводырями и двигателями, 
  не надо все время "тянуть", не надо искать, чем занять малыша. Игры как раз 
  и представляют собою средство, с помощью которого можно значительно поднять 
  самостоятельность и инициативу самих малышей
Игра "Рамки Монтессори" развивает детей в нескольких направлениях: 
  - вырабатывает умение узнавать и различать форму и цвет плоских фигур и их 
    положение на плоскости (зрительно и на ощупь); 
-  готовит детей к овладению письмом и рисованием - вырабатывает умение владеть 
    карандашом, как говорят художники, дает "твердость руки", умение проводить 
    линии по линейке, по угольнику, по лекалу и на глаз, различать границы фигур 
    и видеть линии-контуры; 
- знакомит с геометрической терминологией - названиями фигур.
Вы не можете купить такие рамочки? Не беда, их можно легко сделать в домашних 
  условиях, например, из плотного картона, фанеры, дерева, пенополиэтилена. На 
  Украине подобие таких рамочек можно купить из пластмассы, пенки, редко - из 
  дерева.
Как их сделать?
Рамки-вкладыши "Фигуры".
Возьмите листы цветной бумаги, разделите на квадраты 100Х100 мм и в центре 
  каждого аккуратно начертите в натуральную величину по одной из 16 геометрических 
  фигур. Эти листы цветной бумаги наклейте на плотный картон толщиной 1,5 -- 2 
  мм и высушите под прессом. Когда клей высохнет, разрежьте листы на квадраты 
  и каждый квадрат прорежьте аккуратно по контуру фигуры (вырежьте вкладыши). 
  Делать это удобнее острым перочинным ножом на доске. Чем тоньше лезвие ножа, 
  тем аккуратнее получается фигура. Края отверстия в картонном квадратике и края 
  вырезанной фигуры зачистите так, чтобы фигура легко входила в отверстие рамки 
  и полностью закрывала его. Чтобы малыш мог вставлять и вынимать фигуры-вкладыши, 
  к ним надо прикрепить маленькие рукоятки-выступы, например, из веревочки или 
  пенопласта.
Для хранения рамок и вкладышей будет нужна коробка с крышкой размером 200Х105 
  мм, высотой 40 -- 60 мм, в зависимости от толщины картона для рамок. 
Рекомендуемая литература:
  - М.Монтессори "Педагогика Монтессори"
- Б.Никитин "Развивающие игры"