Глава XIV. ДЕТСКИЕ БОЛЕЗНИ
Раздел 8
ДЕТИ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Возраст от 12 до 17-18 лет называют отрочеством. Оно характерно прежде всего резким изменением функции эндокринных желез. Для девочек наступает время бурного полового созревания, для мальчиков — его начало, для тех и других — пора первых мук "души и тела".
Это самый трудный этап на пути становления личности, он сопряжен с необходимостью выбора и утверждения, в том числе первоочередных жизненных ценностей и нравственных критериев. Выбор чего бы то ни было сам по себе психологически сложен, даже для взрослого человека. Подростка же, мятущегося от безоговорочного скептицизма до наивного идеализма, столкновение с реалиями приводит подчас к нервным срывам, крайним поступкам. Численность юных самоубийц находится на одном из первых мест среди возрастных категорий.
На этом фоне типичны подростковые недомогания. Беспричинные на первый взгляд головокружения и головные боли обусловлены нарушением тонуса сосудов головного мозга — вегето-сосудистой дистонией. Распространены заболевания желудочно-кишечного тракта — гастриты, дуодениты — воспаление двенадцатиперстной кишки, язвенная болезнь. Нередки тучность и нарушения полового развития.
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ.
Костная система, а значит и форма грудной клетки, таза приближаются к их строению у взрослых. Неправильно сросшиеся переломы, искривления позвоночника, костей рук и ног после рахита и др. исправить теперь уже труднее, так как они обладают большей прочностью и меньшей эластичностью, чем у детей младшего возраста.
Сердечно-сосудистая система. Частота пульса в 12 лет составляет 80 ударов в минуту, старше колеблется в пределах 60-80 ударов в минуту (частота пульса взрослого человека). Артериальное давление в 17 лет равно 110/70 мм рт. ст., что также соответствует артериальному давлению взрослого человека (единственная норма артериального давления здорового человека 110/70 мм рт. ст.). Систолическое давление 115 или 120 мм рт. ст. свидетельствует или о перенапряжении организма, или об ином нежелательном состоянии.
В настоящее время из-за массового ухудшения здоровья населения включают в "норму" артериальное давление 120/70 мм рт. ст. и даже 130/80 мм рт. ст., но в космонавты все-таки не возьмут. А в 1950-е годы при систолическом давлении 125 мм рт. ст. любого советского офицера обязательно госпитализировали для обследования здоровья.
Эндокринная система.
Продолжается развитие половых желез, в связи с этим происходят следующие изменения у девочек:
в 11-12 лет увеличиваются наружные половые губы;
в 12-13 лет увеличиваются грудные железы, появляется пигментация сосков, начинаются менструации;
в 13-14 лет начинается рост волос в подмышечных впадинах, менструации еще нерегулярны;
в 14-15 лет изменяется форма ягодиц и таза, приобретая формы, характерные для взрослых женщин;
в 15-16 лет появляются угри, обусловленные функциональными расстройствами эндокринной системы в период полового созревания, менструации становятся регулярными;
в 16-18 лет прекращается рост скелета.
У мальчиков:
в 11-12 лет увеличивается предстательная железа (простата), ускоряется рост гортани, предшествуя началу ломки голоса;
в 12-13 лет начинается значительный рост яичек и полового члена, волосы на лобке начинают расти, вначале по женскому типу, т.е. участок, покрытый волосами, имеет форму треугольника с вершиной, обращенной вниз;
в 13-14 лет усиливается темп роста яичек и полового члена, в околососковой области появляется узлообразное уплотнение, начинает "ломаться" голос;
в 14-15 лет начинается рост волос в подмышечных впадинах, продолжается изменение голоса, появляются волосы на лице, пигментация мошонки (она приобретает более темный цвет, чем кожа остальных участков тела), наблюдается первая эякуляция;
в 15-16 лет продолжается созревание половых клеток — сперматозоидов;
в 16-17 лет начинается оволосение лобка по мужскому типу, т.е. волосы распространяются на внутреннюю поверхность бедер и в направлении пупка; усиливается рост волос по всему телу; окончание созревания сперматозоидов;
в 17-21 год рост скелета останавливается.
Нервная система: продолжается совершенствование нервно-психической деятельности, развиваются аналитическое и абстрактное мышление.