Этапы формирования игровой деятельности детей
				
            Скляренко Элина Олеговна 
В развитии игровой деятельности детей выделяют несколько этапов.
1 этап - Ознакомительная игра (от 2-3 месяцев до 8мес- 
  1,5 лет) 
Основу этой игры составляют действия-манипуляции, осуществляемые 
  в процессе обследования предмета ребенком. Эта деятельность младенца очень быстро 
  меняет своё содержание: обследование направленно на выявление особенностей предмета- 
  игрушки и потому перерастает в ориентированные действия- операции с игрушкой.
 По мотиву, заданному ребёнку взрослым с помощью предмета игрушки, 
  она представляет собой предметно-игровую деятельность. Сначала ребенок поглощен 
  предметом и действиями с ним. Когда он овладевает действием, то начинает осознавать, 
  что действует сам и как взрослый.
 
2 этап - Отобразительная игра (около года)
В результате такой игры ребенок учится выявлять специфические 
  свойства предмета (пищит, едет, катится и пр.). Это кульминационный момент развития 
  психологического содержание игры в раннем детстве. Именно он создаёт необходимую 
  почву для формирования у ребёнка соответствующей предметной деятельности. 
  На рубеже первого и второго годов жизни ребёнка развитие игры 
  и предметной деятельности смыкается и одновременно расходится. Теперь же различия 
  начинают проявляться и в способах действий ? наступает следующий этап в 
  развитии игры: она становится сюжетно - отобразительной.
3 этап Сюжетно – отобразительная игра (около 
  2 лет).
Действия ребенка, оставаясь предметно опосредованными, имитируют 
  в условной форме использование предмета по назначению. 
Так постепенно заражаются предпосылки 4 этапа развития 
  игры - Сюжетно-ролевой игры (после 3 лет).
Известно, что игровая деятельность ребёнка весьма многогранна, 
  так же как разнообразны и игры. При всём том, главенствующее значение отводится 
  сюжетно- ролевым играм. Именно это вид игр воплощает в себе наиболее значимые 
  и существенные черты игры как деятельности.
 В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и действует 
  в соответствии с этим образом. Ребенка может удивить картина, бытовой предмет, 
  явление природы, и он может стать им на короткий промежуток времени. Обязательное 
  условие для такой игры - яркое, запоминающееся впечатление, которое вызвало 
  у него сильный эмоциональный отклик. Ребенок вживается в образ, чувствует его 
  и душой и телом, становится им. 
  Образно-ролевая игра является источником сюжетно-ролевой игры, которая ярко 
  проявляется с середины дошкольного периода. Игровое действие имеет символический 
  характер. Играя, ребенок под одним действием подразумевает другое, под одним 
  предметом - другой. Не имея возможности обращаться с реальными предметами, ребенок 
  учится моделировать ситуации с предметами-заместителями. Игровые заместители 
  предметов могут иметь очень небольшое сходство с реальными предметами. Ребенок 
  может использовать палочку в качестве подзорной трубы, а затем, по ходу сюжета, 
  в качестве шпаги.
 На данном этапе развития игры слово и дело смыкаются, а ролевое 
  поведение становится моделью осмысленных детьми отношений между людьми. 
Наступает 5 этап Собственно-ролевой игры (после 4 лет).. 
  Ролевая игра - самостоятельная деятельность детей, которая моделирует жизнь 
  взрослых..
Ребенок, выбирая определенную роль, имеет и соответствующий 
  этой роли образ - доктора, мамы, дочки, водителя. Из этого образа вытекают и 
  игровые действия ребенка. Образный внутренний план игры настолько важен, что 
  без него игра просто не может существовать. Через образы и действия дети учатся 
  выражать свои чувства и эмоции. В их играх мама может быть строгой или доброй, 
  грустной или веселой, ласковой и нежной. Образ проигрывается, изучается и запоминается. 
  Все ролевые игры детей (за очень небольшим исключением) наполнены социальным 
  содержанием и служат средством вживания во всю полноту человеческих отношений. 
 По мере того, как ребенок растет, меняется и организация их 
  практического опыта, который направлен на активное познание реальных взаимоотношений 
  людей в процессе совместной деятельности. Взрослые, могут выступать в роли одного 
  из участников игры, побуждая детей к совместным обсуждениям, высказываниям, 
  спорам, беседам, способствуя коллективному решению игровых задач, в которых 
  отражается совместная общественно-трудовая деятельность людей. По мере взросления 
  ребенка, усложняются и сюжеты их ролевых игр. Так например, игра в “дочки-матери” 
  в 3-4 года может продолжаться 10-15 минут, а в 5-6 лет - 50-60 минут. Старшие 
  дошкольники способны играть в одну и ту же игру несколько часов подряд, то есть 
  наряду с увеличением разнообразия сюжетов увеличивается и длительность игры. 
 Как известно, любая деятельность определяется её мотивом, то 
  есть, тем, на что эта деятельность направлена. Игра является деятельностью, 
  мотив которой лежит в ней самой. Это означает, что ребёнок играет по тому, что 
  ему хочется играть, а не и ради получения какого-то конкретного результата, 
  что типично для бытовой, трудовой и любой другой продуктивной деятельности. 
 Игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. 
  Это связанно с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности 
  и формирование умения действовать коллективно, творчески, произвольно управлять 
  своим поведением. В игре расширяется жизненный опыт детей.