ВАЗ 2109: Самара финского разлива
Наши читатели наслышаны о «Самаре-Валмет», собираемой в Финляндии. В свое время мы опробовали эту машину в комплектации GL, максимально отличной от базовой «девятки». Сегодня в связи с началом давно ожидаемой продажи «Евро-Самары» в России мы имеем возможность познакомиться с ней в комплектации L, внешне почти неотличимой от вазовского автомобиля.
Начнем с того, что цена от $8500 до $9000 для «почти» иномарки выглядит «почти» заманчиво. Но что же все-таки получит покупатель, переплатив без малого полторы тысячи долларов, если остановит свой выбор на «евро», а не на стандартной тольяттинской «девятке».
Кузова «евро-самар» сваривают, грунтуют, красят и обрабатывают антикорами в Финляндии. По идее, здесь все должно быть «тип-топ». Действительно, окраска отличного качества, без шагрени, а грубых швов в местах стыка стоек и крыши не увидишь — их просто нет. Однако зазоры между кузовными деталями не везде одинаковы. Да и плоскости их не всегда совпадают — скажем, капот на нашей финской гостье ощутимо ниже верхней кромки крыльев.
Что еще обращает на себя внимание при внешнем знакомстве? Новая эмблема на облицовке радиатора, шины «Мишлен» МХТ 165/70R13 (впрочем, могут стоять и «Нокия»), пластиковые колпаки на колесах, локеры в передних нишах, установленные на пластиковых пистонах, а не на саморезах. Не густо, но, согласитесь, все «по делу». Бамперы, фары и фонари остались без изменений.
Заглянем под капот. Здесь стоит привычный карбюраторный полуторалитровый силовой агрегат, но изменений немало. Коробка передач — «десяточная» с масляным щупом. Диск сцепления «Сакс» снаружи не увидишь, но, тем не менее, он обрел здесь место жительства, хотя «корзина» и выжимной подшипник остались вазовскими. Отметим, что на «бошевские» заменены аккумулятор, мотор-редуктор стеклоочистителя, поводки щеток и сами щетки, а также вентилятор системы охлаждения. Последний по звуку работы при включении напоминает агрегат турбонаддува. Большинство ленточных хомутов на трубопроводах заменены червячными «нормовскими». Кроме того, «масса» теперь запитывается не через одну шину, а через два провода: более тонкий крепится к кузову в нижней части брызговика, толстый подсоединен непосредственно к стартеру. Попутно отметим, что стойки подвески, хотя и стандартные, «скопинские», но контроль качества — финский.
Теперь обойдем машину вокруг и откроем багажник. «Голого» металла здесь нет, колесные арки закрыты пластиковыми облицовками, под которыми скрыта шумоизоляция. Ковровое, с жестким основанием, покрытие пола выполнено отдельно от обшивки спинки сиденья. На заднем борту, между корпусами фонарей — пластиковая крышка, под которой разместились домкрат, насос и инструменты. Совсем недурно!
Вот мы и добрались до салона. Тут нововведения наиболее заметны. Начнем с внутренней обшивки дверей: появились тканевые вставки, место для установки динамиков, ручки обрели более современную изогнутую форму. Внутри дверей, как и у большинства современных автомобилей, установлены брусья безопасности. Между прочим, крепящие обшивку пистоны «держатся» за специальные пластиковые гнезда в двери — это куда надежнее, чем на стандартном вазовском автомобиле. Другой формы стали внутренние уплотнения стекол, а дверные теперь цельные, без постоянно «сифонящего» разреза в нижней части. В передних стойках и дверях появились заглушенные пистонами отверстия под электропроводку динамиков, стеклоподъемников и актюаторов замков. Маленький штрих: шток концевика теперь упирается не просто в стойку, а в пластиковую накладку.
Совершенно по-иному выглядит передняя панель, накрытая сверху симпатичной, плавно изогнутой «нахлобучкой». Правое зеркало заднего вида стало штатным и обрело механическую регулировку из салона.
Руль — трехспицевый, обшитый материалом под кожу, с травмобезопасной ступицей — выглядит почти как спортивный. Изменились и сиденья, «построенные» на стандартном каркасе. Они стали более удобными, с широкой спинкой и развитой боковой поддержкой. Сплошное заднее перестало быть похожим на плоскую жесткую лавку и обрело благодаря подголовникам ярко выраженную «двухместность». Впрочем, ширина салона не изменилась, так что и для троих здесь хватит места. Ковровое покрытие на полу более длинное. Оно закрывает металл кузова под задним сиденьем, а кроме того, отличается от стандартного материалом более высокого качества.
Говорить о том, что на дороге «Самара» стала теперь совершенно другой, было бы нелепо. Просто если вазовская машина изначально может вести себя по-разному — от «плохо» до «отлично», то у «валметовской» этот диапазон сужен до «хорошо» — «отлично». А кроме того, в салоне стало потише и, конечно, комфортнее. Мы уже упоминали о том, что кресла более удобны, руль куда лучше, да и накладка на панели ласкает взор. Перемены не такие уж радикальные, но в комплексе они дают ощущение, что едешь на более современном автомобиле.
Что ж, подведем некоторые итоги. Нам, воспитанным на продукции отечественного автопрома, хорошо известно, что доведение «до ума» родных моделей — процесс почти что бесконечный. «Девятка» в этом смысле объект наиболее благодатный. Ей не так уж много надо, чтобы «выглядеть» и быть «на уровне» (или почти «на уровне»). А теперь прикиньте, сколько времени, сил и денег будут стоить эти переделки, оплаченные отдельно. Одна только краска «металлик» и импортная «резина» обойдутся долларов этак в 500. Но вам все эти «красивости» ни к чему, вы прагматик. А как насчет надежности импортных комплектующих, более высокого качества сборки и окраски, комфорта, пассивной безопасности в конце концов? Это не просто пластиковый «обвес по кругу», который можно установить в десятке мастерских. Так что если вы намерены ездить на отечественном автомобиле с европейским качеством, может, имеет смысл и раскошелиться на «Евро-Самару»? Но это уже каждый решает сам для себя.