Риск потери привлекательности пугает курильщиков больше, чем риск преждевременной смерти
Группа ученых из США, Германии и Швейцарии обнаружила, что курильщиков не очень пугают надписи, предупреждающие о том, что их привычка рано или поздно приведет к смерти. Гораздо лучше действуют сообщения о том, что курение лишает человека привлекательности.
В исследовании приняли добровольное участие 39 курящих студентов-психологов в возрасте от 17 до 41 года. Участники рассказали, насколько их вредная привычка связана с чувством собственного достоинства. После опроса испытуемым показали пачки сигарет с предупреждающими надписями. Половине студентов достались традиционные пачки с напечатанными фразами вроде «Курение приводит к раку легких», а второй — с надписями о том, что курение лишает человека привлекательности.
Затем, спустя пятнадцать минут, участников эксперимента расспросили о том, будут ли они бросать курить. Оказалось, что предупреждения, связанные со смертельными заболеваниями, не произвели на курильщиков должного эффекта. Наоборот, они вызывали даже более позитивное отношение к курению. Однако сообщения о том, что курящий человек меньше нравится окружающим, по словам исследователей, воздействовали на чувство собственного достоинства испытуемых. В результате их отношение к курению во время опроса оказалось более сдержанным.
По мнению авторов исследования, результаты работы дают возможность понять, что предупреждения «курение делает вас непривлекательным» особенно сильно воздействует на людей, закуривших, чтобы поднять самооценку и почувствовать себя «своим» в определенной группе. Поэтому подобные предупреждения, по словам психологов, могут оказаться особенно эффективными для подростков, которым действительно очень важно мнение окружающих. Для них смерть от рака легких гораздо менее значима, чем неодобрение компании.