Нарушения функционального состояния сосудистого эндотелия у больных неспецифическим аортоартериитом с синдромом артериальной гипертензии
ЦЕЛЬ
Целью работы явилось изучение показателей функционального состояния эндотелия сосудов у больных неспецифическим аортоартериитом (НАА) с синдромом артериальной гипертензии (АГ).
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Под наблюдением находилось 24 пациента с неспецифическим аортоартериитом в возрасте 22-35 лет, группа контроля представлена 22 здоровыми лицами.
Диагноз неспецифического аортоартериита устанавливался по классификационным критериям Н.П.Шишкиной и соавт. 1994г., эндотелийзависимую вазодилатацию (ЭЗВД) оценивали по сосудодвигательной активности плечевых артерий путем определения прироста ее диаметра в ответ на механический стимул.
Методика разработана в 1992 году D.S.Celermajer, модифицирована Y.Hirocka с соавторами (1994), О.В.Ивановой с соавторами (1998г.).
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
У всех обследованных больных с неспецифическим аортоартериитом определено достоверное снижение ЭЗВД при проведении пробы с реактивной гиперемией в сравнении с контрольной группой (4,0±1,2% и 10,6±2,4% соответственно).
По данным литературы, нормальной реакцией плечевой артерии в пробе с реактивной гиперемией считается вазодилататорный ответ более 10%, вазодилатация менее 10%, а так же парадоксальная вазоконстрикция свидетельствуют о нарушении сосудодвигательной функции эндотелия.
В настоящем исследовании у всех обследованных больных диаметр плечевой артерии увеличивался менее, чем на 10%, что свидетельствует о наличии у этой группы больных сосудодвигательной дисфункции. У 33% обследованных больных с неспецифическим аортоартериитом отмечалась парадоксальная вазоконстрикция.
Таким образом, у больных неспецифическим аортоартериитом с синдромом артериальной гипертензии имела место недостаточная вазодилатация и парадоксальная вазоконстрикция. Наличие парадоксальной вазоконстрикции свидетельствует о более тяжелой форме эндотелиальной дисфункции.
Делова М.А., КнязеваЛ.А.,
ЯковенкоЛ.В., КнязеваЛ.И.,
Горяйнов И.И., Степченко М.А.
Курский государственный
медицинский университет,
Курск,
Россия