Дисграфия, дислексия и другие проблемы восприятии информации у детей: как выстроить обучение
Вильчинская Татьяна
Дисграфия, дислексия и другие проблемы восприятии информации у детей
Часть I. Как выстроить обучение?
Часть II. Терапия с доказанной эффективностью
Часть III. Альтернативные терапевтические подходы
Проблемы восприятия информации у детей являются проблемой, которая многие годы представляет особый интерес как для логопедов-дефектологов, так и для психологов, невропатологов и даже филологов.
Все чаще приходится слышать о дисграфии (нарушение навыков письма у детей (замены, пропуски, перестановки букв, неправильное написание слов и пр.), дислексии (нарушение способности к связному чтению), дискалькуле (неспособность производить простейшие математические вычисления), афазии (врожденные проблемы слухового восприятия, неспособность понимать чужую речь и выражать свои мысли), алалии (задержка речевого развития - отсутствие или ограничение речи у детей).
Очень многие специалисты из различных сфер деятельности пытались выработать единый подход к детям с проблемами восприятия информации. Тем не менее, их наработки, постоянно публикуемые в журналах, как правило, не читают доктора, равно как и о наработках докторов, к сожалению, не всегда узнают первыми психологи..
Поэтому родителям важно самим узнавать о новых открытиях в этой области, еще до медиков. В идеале терапией выбора является, конечно, образование в специализированной школе, полностью приспособленной для таких детей. К сожалению, в нашей стране таких школ не существует. А в обычных школах зачастую учителя считают ошибки, например, детей-дисграфиков и дислексиков исключительно обусловленными характером учеников: невнимательностью при письме, небрежным отношением к работе. На самом же деле в их основе лежат более серьезные причины: несформированность фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи. Подход к таким детям должен быть соответственно, комбинированным: лекарственная терапия поможет справиться с гиперактивностью и отсутствием способности концентрировать внимание, а психотерапия – с нежелательными эмоциональными проблемами.
Еще 30 лет назад был проведен интересный эксперимент, который позволил вычленить основную причину проблем детей с проблемами восприятия информации. Были отобраны истории болезни у некой выборки умственно отсталых детей. Дети, согласно записям в историях, были разделены на две группы: группа с органическим поражением нервной системы и группа без такого поражения. При клиническом осмотре оказалось, что первая группа содержит гораздо больший % детей, которые были гиперактивными, эмоционально нестабильными, с серьезными расстройствами восприятия, импульсивными, рассеянными и ненормально упрямыми и настойчивыми. Это позволило классифицировать детей с таким поведением в отдельную категорию, для которой скоро появился специальный термин «дети с минимальной мозговой дисфункцией».
Это подвело медиков к мысли о том, что, по-видимому, все дети с расстройствами восприятия информации имеют такую минимальную мозговую дисфункцию, проявляющуюся по-разному. Т.е. если у ребенка проблемы с чтением – дислексия, с математикой и расчетами – дискалькула, с письмом – дисграфия, со слуховым восприятием – врожденная афазия. Дети, которые гиперактивны, просто и называются – гиперактивные дети.
Выводы были однозначными: все проблемы с восприятием информации имеют неврологическую этиологию, они не имеют эмоциональных либо культурных истоков, и уж ни в коем случае не могут классифицироваться как отставание в развитии. Для обозначения таких детей в зарубежной литературе часто употребляют термин «дети с синдромом проблем восприятия» или «дети с неврологически обусловленными проблемами восприятия». Около 40% таких детей демонстрируют и вторичные проблемы с нервной системой: либо чрезмерную активность, либо чрезмерную рассеянность и заторможенность.
Каковы же приемлемые подходы к обучению детей с синдромом проблем восприятия?
Главный принцип: выстраивать обучение так, чтобы активировались сильные стороны ребенка в обучении, т.е. те способы восприятия информации, которые ему даются легко – чтобы компенсировать то, что дается с трудом. Это нелегкий труд, и требует временных ресурсов. Некоторые дети таким путем быстро преодолевают сложности и движутся вперед ровными темпами, некоторые «топчутся на месте», некоторые демонстрируют стремительный прогресс, компенсируя свои пробелы в другом ракурсе восприятия.
Невозможно рассмотреть все приемы, которые применяются в специализированных школах. В целом, для каждого ребенка делается индивидуальная оценка/диагностика его способностей к обучению, далее – его потенциала в учебе, а потом – его реальной успеваемости. Если оказывается, что он учится хуже, чем позволяет его потенциал (т.е. оценки выставляются ниже), то выясняется почему (конкретная специфика проблемы).
Когда вырисовывается, в чем конкретно проблема, подбираются специальные упражнения для ее преодоления. Например: если у ребенка проблемы со слуховым восприятием (не воспринимает и не дифференцирует звуки на слух) - преподаватель должен выстроить обучение так, чтобы базироваться на сильных сторонах восприятия: тактильных или визуальных ощущениях. В этом случае ребенка надо обучать чтению, например, с помощью деревянных букв, посыпанных песком – одновременно смотреть на визуальный образ буквы и водить пальцем по песку, при этом проговаривая звуки. Хороший преподаватель, зная, что у ребенка проблемы со слуховым восприятием, никогда не будет использовать традиционный фонетический метод для обучения чтению.
Следует подчеркнуть, что многие упражнения и приемы для таких детей подбираются эмпирически преподавателем, с последующей оценкой результата. В настоящее время проводится работа по изучению долгосрочного эффекта применения таких упражнений.
Тем не менее, хочется обратить внимание родных детей с расстройствами восприятия на то, что результат в любом случае не придет мгновенно – требуется долгая и кропотливая работа, которая впоследствии окупится сторицей.