Язва Бурули – грозный враг с экзотическим названием
Вильчинская Татьяна
Язва Бурули относится к категории «забытых тропических болезней».О ней известно так мало, а внешний вид больного ей так напоминает больного лепрой, что не всякий доктор-дерматолог или инфекционист, далекий от изучения тропических болезней, заподозрит, что это что нечто иное. Тем более, что возбудитель этой экзотической болезни «недалеко ушел» от возбудителя лепры.
Mycobacterium ulcerans, бактерия, вызывающая язву Бурули, принадлежит к тому же виду микроорганизмов, что Mycobacterium leprae и Mycobacterium tuberculosis. Но в отличие от своих «собратьев», наносящих организму человека системные поражения – и лепра и туберкулез без надлежащего лечения приводят к тяжелым нарушениям функций не только кожи или легких, но большинства внутренних органов – Mycobacterium ulcerans ограничивается только кожей.
Язва Бурули характеризуется именно тяжелыми системными поражениями кожных покровов, которые начинаются с незаметной, безболезненной язвочки, как правило, на конечностях. Если ее не лечить, количество язвочек постепенно увеличивается, приобретая характер серьезного системного поражения кожи конечностей – излюбленной локализацией бактерии являются руки, ноги, иногда лицо или ягодицы больного.
Опасность болезни заключается в том, что на поздних стадиях излечение практически является невозможным – массивные кожные поражения порой затрудняют пластику кожных покровов, рубцы, образующиеся на коже, приводят к ограничению движений, а наличие постоянных очагов воспаления и фактически открытых ран на коже делает возможным присоединение вторичных инфекций. Иногда для спасения жизни требуется ампутация конечностей.
Как правило, такие больные, иммунитет которых и без того ослаблен болезнью, погибают именно от вторичной инфекции, тем более, что поражает болезнь в основном подростков, многие из которых умирают, не доехав до места, где им могут оказать квалифицированную медицинскую помощь. Тем более, что распространена болезнь в африканском регионе, в развивающихся странах, где больных окружает такое же отношение – презрение, изгнание, стигматизация, – как и больных лепрой.
Помимо социального аспекта, основной проблемой для современной медицины является невозможность установить точный путь передачи инфекции, чтобы принять меры, ограничивающие ее распространение. Второй проблемой является высокая стоимость лечения.
Хотя в последнее десятилетие для терапии язвы Бурули эффективно применяется фиксированная комбинация антибиотиков – рифампицина и стрептомицина/амикацина (ВОЗ рекомендует 8-недельный курс лечения), последствия, которые болезнь наносит коже, могут быть ликвидированы только с помощью пластической хирургии.
Последняя – удовольствие недешевое, особенно для африканских стран, где большинство населения живет за чертой бедности. По оценкам Американского общества по борьбе с лепрой, стоимость лечения больных язвой Бурули в особо серьезных случаях может достигать до 10 000 долларов на человека. Поэтому в настоящее время заболевание является огромной проблемой для мирового здравоохранения – ВОЗ сообщает о случаях заболевания в 30 странах, с резким всплеском заболеваемости в Гане и Кот-д-Ивуаре.
Сейчас предпринимаются попытки разработать вакцину против язвы Бурули, однако разработка движется так же медленно, как и работа над вакциной против «собрата»-лепры – отчасти из-за сложностей с финансированием, отчасти из-за отсутствия пролонгированного эффекта вакцинации теми вакцинами, которые испытываются на сегодняшний день.
Пока сообщается только о краткосрочном эффекте от применения вакцины БЦЖ. Серьезность проблемы настолько высока, что в 1998 г под эгидой ВОЗ был создан Глобальный Альянс по борьбе с язвой Бурули, объединивший усилия научно-исследовательских институтов, спонсоров, негосударственных организаций и ВОЗ в борьбе с этим инвалидизирующим заболеванием.