Болезнь Шагаса
Вильчинская Татьяна
Это название легко запоминается на слух, хотя современному европейцу оно и в диковинку. Названием она обязана впервые описавшему ее в 1909г бразильскому доктору Карлосу Шагасу. Болезнь относится к группе «забытых тропических болезней», а медикам известно также под названием «американского трипаносомоза».
Труднопроизносимое «второе имя» она получила «в честь» возбудителя – трипаносомы, Trypanosoma cruzi. Этот паразит опасен тем, что, попав в кровь, он размножается не в кровотоке, как большинство его собратьев, а проникает в клетки и начинает делиться там. В итоге образуются новые формы паразита, которые снова попадают в кровоток, потом снова в клетки - и дают начало порочному кругу.
Болезнь течет медленно, иногда не проявляя себя годами, иногда даже десятилетиями, и часто бессимптомно – до критического момента, когда больной, измученный болями в сердце, желудке, часто повторяющимися эпизодами лихорадки обращается к врачу. Увы, на позднем этапе доктор может только констатировать необратимые изменения во внутренних органах - миокарде, печени, пищеводе, селезенке, кишечнике. В 5— 10% случаев болезнь развивается очень остро – менингит, менинго – энцефалит или тяжелая сердечная недостаточность приводят к летальному исходу в считанные дни. Примерно 30% инфицированных лиц «везет» больше – у них болезнь проявляется быстро, но не летально остро...
После инкубационного периода в течение 2 недель, на месте внедрения в организм трипаносомы появляется местная воспалительная реакция в виде припухлости, покраснения, небольшого узелка (т.н. эритематозный узел), иногда отека век и конъюктивита – не более. Тем не менее, в таких случаях доктору-инфекционисту проще поставить диагноз и своевременно начать лечение.
«Виновником» распространения трипаносом являются животные и насекомые, главным образом специфический род клопов (Triatoma) и некоторые другие его «собратья», широко распространенные в Латинской Америке. Как правило, они атакуют людей ночью и обычно наносят укусы на лице, чаще всего страдают губы или глазная щель; укусив зараженного человека, клоп подхватывает инфекцию, которую позднее выделяет с фекалиями в ранку после укуса новой жертве.
Переносчиками инфекции могут служить также инфицированные люди, кошки, собаки и дикие животные. Болезнь передается через кровь (при переливаниях), а также через плаценту от инфицированной матери плоду.
Именно это привело к глобальной проблеме – если раньше географический регион обитания болезни Шагаса был ограничен Латинской Америкой, то в результате создания общих банков крови, переливаний крови, пересадки органов, эта болезнь появилась и в регионах, не являющихся эндемичными - США, на африканском континенте и, как результат миграций – в Европе. По оценкам ВОЗ и различных научных исследований, сегодня трипаносомами инфицировано от 13 до 18 миллионов человек, в основном, в Латинской Америке.
Благодаря современным методологиям серологических исследований, трипаносомоз достаточно легко диагностируется в крови больного - существует целый ряд методов диагностики. Естественно,при подтвержденном диагнозе встает вопрос «А как лечить?”. К сожалению, на данный момент существует потребность в разработке доступных по цене, хорошо переносимых пациентами, и эффективных лекарственных средств, воздействующих на трипаносому, а также предотвращающих риск развития поздних осложнений болезни.
На сегодняшний день существует два препарата, эффективных для лечения болезни Шагаса: бензнидазол (benznidazole) и нифуртимокс (nifurtimox). Тем не менее, нет подтвержденных клинических данных о том, что они в переносимых дозах обладают способностью уничтожить внутриклеточно локализованных паразитов; кроме того, они обладают выраженными побочными действиями.
Что касается хронических изменений во внутренних органах при болезни Шагаса – они необратимы, на поздних стадиях заболевания больные часть умирают от острой сердечной недостаточности, инфаркта, инсульта.
Именно поэтому сегодня, помимо призыва к правительствам эндемичных стран оказывать содействие и поощрять оперативные исследования в области борьбы с болезнью Шагаса, ВОЗ огромное значение уделяет ее профилактике – начиная от мероприятий в школах, обучающих детишек распознавать паразитов и принимать против них профилактические меры – до национальных программ.
Ведь чтобы предупредить появление клопов, достаточно всего лишь обработать крышу жилища инсектицидами, безвредными для людей, но губительными для насекомых. Чтобы предупредить передачу инфекции через переливание крови, достаточно всего лишь добавлять в препараты крови в эндемичных странах специальную субстанцию (генциановиолет). Кроме того, крайне важным остается, во избежание появление риска поздних осложнений, ранее выявление инфекции – скрининг новорожденных, доноров крови и органов и пр.Увы, все эти меры требуют значительных денежных средств, которых зачастую не хватает в национальных бюджетах.
Огромную роль в борьбе с болезнью сыграла компания компания Байер ХелфКеэр, являющаяся производителем нифуртимокса, предоставив ВОЗ 2,5 миллиона бесплатных таблеток (объем, достаточный для лечения 30 000 пациентов в течение 5 лет) и финансовую помощь. Все эти инициативы не прошли бесследно: к настоящему времени во многих регионах Латинской Америки отмечается сокращение числа случаев заболевания, а в значительной части стран передача его полностью прекращена.
И тем не менее, о болезни Шагаса стоит продолжать информировать на глобальном уровне – чтобы не национальная, а глобальная ликвидация этого медленно разрушающего человеческий организм заболевания стала реальностью.