Как купить качественный алкогольный напиток
Гордиенко Надежда Васильевна
Остановимся отдельно на Правилах торговли алкогольными напитками
№ 854 от 30 июля 1996 года, утвержденными Постановлением Кабинета Министров.
Эти Правила распространяются на все субъекты хозяйствования
на территории Украины, независимо от форм собственности, которые зарегистрированы
в установленном порядке и имеют специальное разрешение (лицензию) на право розничной
торговли алкогольными напитками, полученное в соответствии с требованиями законодательства.
Субъект хозяйствования обязан обеспечить надлежащее состояние
помещений для розничной торговли напитками в соответствии с санитарно-техническими,
санитарно-гигиеническими, технологическими, противопожарными и другими нормами.
Субъект (кроме предприятий общественного питания) должен иметь
закрытое помещение торговой площадью не менее 20 кв. м., оборудованное соответствующим
торгово-технологическим оборудованием (витрины, прилавки, пристенные горки и
пр.), охранной и противопожарной сигнализацией, а в случаях, предусмотренных
законодательством, обеспечить условия для использования электронных контрольно-кассовых
аппаратов, сохранения материальных ценностей.
Алкогольные напитки, которые поступают в торговую сеть,
должны сопровождаться предусмотренными законодательством документами:
- сертификатом соответствия или свидетельством о признании иностранного
сертификата;
- удостоверением качества;
- налоговыми накладными.
Субъект хозяйствования обязан обеспечить согласно ст. ст. 18
и 19 Закона Украины “О защите прав потребителей” предоставление потребителям
необходимой доступной и достоверной информации о товарах, а также по их требованию
– дополнительную информацию о наличии сертификата соответствия, документов,
подтверждающих качество и цену товара.
Субъекту хозяйствования, который осуществляет розничную торговлю,
запрещается принимать для продажи и хранения напитки от физических лиц, кроме
тех, которые зарегистрированы как предприниматели и имеют лицензию на осуществление
оптовой торговли алкогольными напитками.
Розничная торговля спиртом этиловым, коньячным и плодовым
запрещается.
Продажа напитков гражданам, не достигшим 18-летнего возраста,
запрещается.
В случае возникновения сомнения в возрасте покупателя продажа
осуществляется по предъявлению документа, который удостоверяет его возраст.
Не имеют права продавать напитки и работники субъекта хозяйствования,
которым не исполнилось 18 лет.
Хранение и реализация напитков разрешается только при наличии
марки акцизного сбора установленного образца на бутылке или на другой таре в
соответствии с законодательством.
Бутылки (или другая тара) с напитками должны иметь этикетки
или четкую маркировку, где указываются
- наименование предприятия-производителя,
- его адрес,
- товарный знак,
- название напитка,
- его крепость,
- вместительность в литрах,
- содержание сахара в процентах (за исключением сухих вин, шампанского,
игристого вина и коньяка),
- год урожая (для выдержанных вин),
- дата разлива,
- срок годности,
- номер стандарта или технических условий.
Бутылки с шампанским и игристым вином должны быть обернуты
фольгой и кольереткой.
На шейке бутылки с марочным вином и коньяком на этикетке обозначается
срок выдержки напитка, а с коллекционным вином – дополнительная надпись – “Коллекционное”.
Этикетки на алкогольных напитках, которые реализуются в предприятиях
общественного питания, должны быть маркированы штампом (печатью) этого предприятия.
Не разрешается продажа напитков в бутылках (другой таре) без
этикеток или четкой маркировки, с явными признаками боя (трещины, сколы шейки
и пр.), в не герметически закупоренных бутылках, с наличием посторонних и взвешенных
частиц или мутности, осадка (кроме коллекционных и марочных вин), с превышением
срока пригодности.
Субъект хозяйствования должен обеспечить информирование потребителей
о розничных ценах на алкогольные напитки с помощью ярлыков цен (ценников) на
образцах напитков, которые есть в продаже.
На ценнике четко обозначается
- название напитка,
- вместительность,
- цена за единицу товара,
- на обратной стороне ценника должна быть подпись лица, ответственного
за обозначение цены и дата.
Продажа напитков на разлив для употребления на месте осуществляется
в предприятиях общественного питания и в специализированных отделах предприятий
(которые имеют статус предприятия общественного питания) с универсальным ассортиментом
продовольственных и непродовольственных товаров. В этих предприятиях продажа
на вынос запрещена.
Запрещается повторное использование одноразовой посуды.
Наполнение мерных емкостей (колб, цилиндров и т. д.) производят
до мерной черты соответствующего объема. При этом емкости должны располагаться
на горизонтальной поверхности. Мерой вместительности должна быть посуда, которая
имеет шкалу или цифровые указатели емкости и тавро государственной проверки.
Предприятия общественного питания должны иметь прейскуранты
цен на алкогольные напитки, где указываются
- название напитка,
- цена за 50 и 100 миллилитров,
- прейскуранты на напитки подписывает руководитель и бухгалтер субъекта
хозяйственной деятельности, скрепляют печатью. Они должны быть доступны для
ознакомления потребителей.
Во время продажи напитков расчет с потребителями, в том числе
и на предприятиях общественного питания, проводятся через соответствующим образом
зарегистрированные электронные контрольно-кассовые аппараты с обязательной выдачей
чека.
В случае выявления недостатков, фальсификации алкогольных
напитков, продажи их ненадлежащего качества потребитель имеет право требовать
от субъекта хозяйствования:
- замены на аналогичный товар надлежащего качества;
- замены на товар другого вида, марки с соответствующим перерасчетом покупной
цены;
- возврата денег;
- возмещение причиненных ему убытков и ущерба в порядке, предусмотренном
законодательством.
Алкогольные напитки надлежащего качества обмену и возврату
не подлежат.
Контроль соблюдения этих правил осуществляют должностные лица
органов исполнительной власти в пределах их компетенции и в установленном порядке.