Если покупка оказалась неудачной
Гордиенко Надежда Васильевна
Если Вы хотите приобрести дорогостоящую вещь, скажем, сложную
бытовую технику, то лучше это сделать в фирменном магазине, в универмаге.
Перед оплатой Вы должны выяснить:
цену и условия приобретения товара;
-
гарантийные обязательства производителя;
правила и условия эффективного и безопасного использования товара;
-
срок службы (пригодности) товара и сведения о необходимых действиях потребителя
по его окончании, а также возможные последствия при невыполнении указанных
действий;
адрес производителя (продавца) и предприятий, которые уполномочены им принимать
претензии от потребителя и производить ремонт и техническое обслуживание.
Гарантийный срок – это срок, установленный производителем,
на протяжении которого товар должен сохранять свои потребительские качества,
предусмотренные государственными стандартами и соглашением.
Если гарантийный срок не определен, то в соответствии с п.
4 ст. 13 Закона Украины “О защите прав потребителей” он составляет на товары
шесть месяцев, а на недвижимое имущество – три года.
Технически сложных товаров без гарантии или с меньшим гарантийным
сроком не должно быть.
Гарантийные сроки исчисляются от дня продажи товара.
На сезонные товары гарантийные сроки исчисляются с начала соответствующего
сезона.
На обувь:
- зимнего ассортимента – с 15 ноября по 15 марта;
- весенне-осеннего ассортимента – с 15 марта по 15 мая и с 15 сентября по
15 ноября;
- летнего ассортимента – с 15 мая по 15 сентября.
На одежду, меховые и другие изделия:
- весенне-летнего ассортимента – с 1 апреля;
- осенне-зимнего ассортимента – с 1 октября.
Проследите, чтобы при оформлении технического паспорта в нем
были проставлены
- дата продажи;
- подпись материально-ответственного лица;
- штамп (печать) магазина.
Вы должны иметь информацию о своих правах в случае приобретения
товара ненадлежащего качества и о предприятии (мастерской), которое осуществляет
ремонт.
На товары, потребительские качества которых могут со временем
ухудшаться и представлять опасность для жизни, здоровья, имущества покупателя
и окружающей природной среды (пищевые продукты, парфюмерно-косметические товары,
медикаменты, средства бытовой химии и пр.), обязательно устанавливается срок
пригодности, который обозначается на этикетках, упаковке или в других технических
документах, прилагаемых к этим товарам.
Если приобретенный Вами товар оказался ненадлежащего качества
и гарантийный срок ещё не закончился, Вы на основании п. 1 ст. 14 Закона Украины
“О защите прав потребителей” имеете право по своему выбору требовать от продавца
или производителя:
-
Бесплатного устранения недостатков товара или компенсации затрат на их исправление
Вами или третьим лицом (не забудьте о квитанции и чеке, которые подтверждают
Ваши затраты). Т. е. Вы можете доверить ремонт магазину, производителю или
гарантийной мастерской (с доставкой туда и назад за их счет, если товар имеет
вес более пяти килограммов). На время ремонта Вам по Вашему требованию предоставляется
аналогичный товар независимо от модели. Срок ремонта – 14 дней или по договоренности
сторон. За каждый день задержки выполнения требования о предоставлении аналогичного
товара и за каждый день задержки устранения недостатков свыше установленного
срока потребителю выплачивается неустойка в размере одного процента стоимости
товара.
-
Замены на аналогичный товар надлежащего качества (если цена с момента покупки
возросла, с Вас не имеют права требовать доплату). При наличии товара требование
потребителя о его замене подлежит немедленному удовлетворению, а в случае
необходимости проверки качества – на протяжении 14 дней или по договоренности
сторон. В случае отсутствия товара требование потребителя о замене подлежит
удовлетворению в двухмесячный срок со времени соответствующего заявления.
Если удовлетворить требование о замене товара в установленный срок невозможно,
Вы имеете право по своему выбору предъявить продавцу, производителю (предприятию,
которое выполняет их функции) требования, предусмотренные Законом Украины
“О защите прав потребителей”.
-
Соответствующего уменьшения покупательской цены товара.
-
Замены на такой же товар другой модели с соответствующим пересчетом покупательской
цены, исходя из цен, которые действовали на время обмена.
-
Разрыва договора и компенсации понесенных убытков.
-
В случае повышения цены на товар расчеты с Вами производят, исходя из его
стоимости во время предъявления соответствующего требования, а если цена снижена,
- исходя из стоимости во время покупки.
При предъявлении своих требований продавцу или производителю
товара Вам необходимо составить заявление-претензию.
Образец заявления-претензии
Директору магазина ________________________________________
(указать полное название и юридический адрес)
от________________________________________________________
(указать свою фамилию, имя и отчество, адрес, телефон)
Претензия
“___”_____________ 2002 г. в вашем магазине я приобрел_________________________________________________
(наименование товара)
стоимостью гривен__________________________________________
Через __________________ после покупки______________________
___________________________________________________________
(наименование товара)
вышел из строя.
В соответствии с п. 1 ст. 14 Закона Украины “О защите прав
потребителей” я требую замены некачественного ________________
на новый доброкачественный немедленно; если аналогичных товаров
нет в продаже, то в течение месяца.
Если откажете в моем законном требовании, я оставляю за собой
право обратиться в суд с исковым заявлением о принудительной замене______________________________________________________
(наименование товара)
и об уплате неустойки за просрочку доставки мне нового_____________________________________________________в
размере одного процента стоимости товара за каждый день просрочки, а также уплаты
морального убытка, доставленного мне вашими незаконными действиями.
О принятом решении прошу уведомить меня письменно в установленный
срок.
Дата________________________ Подпись_______________________
Примечание
Заявление-претензию необходимо писать в двух экземплярах, один
отдать в магазин, другой – оставить себе и сохранять.
На Вашем экземпляре работник магазина, который принял претензию,
должен указать свою должность, фамилию, имя, отчество, указать дату и заверить
эти данные штампом (печатью) магазина.
Если Вы вернули товар, магазин обязан выдать Вам документ о
том, что от Вас приняли его, где должностное лицо должно указать, кем принят,
дату, заверенную подписью и штампом магазина. Если у Вас претензию не принимают,
ее необходимо выслать почтой с уведомлением и описью вложения. Копии "товарного"
или кассового чека приложить к претензии (оригинал сохраняйте у себя).
Если Ваша претензия не будет удовлетворена продавцом (предприятием
или предпринимателем) в течение 14 дней, то за защитой своих прав Вы можете
обратиться в Госпотребзащиту или его территориальные органы на местах или в
суд по месту своего проживания или по месту нахождения магазина.
В соответствии со ст. 24 Закона Украины “О защите прав потребителей”
потребители освобождаются от уплаты госпошлины за иски, связанные с нарушением
их прав.