Платная и бесплатная медицинская помощь
Бесплатность медицинской помощи – иллюзия, доставшаяся нам
от прежней страны. Во всякой нормально организованной экономической системе
бесплатным остается лишь сыр сами-знаете-где. На самом деле, одно из важнейших
завоеваний социализма, которому искренне завидовал весь остальной мир, состояло
в безоплатности медицинской помощи для пациента, то есть, для пациента медицинская
помощь в момент ее оказания ничего не стоила. Безусловно, эти денежки уже давно
были вынуты из кармана каждого гражданина СССР в виде налога и недоплаченных
зарплат. Однако когда речь идет о медицинской помощи, понятие социальной справедливости,
равенства всех членов общества в возможности получить эту самую помощь становится
не роскошью. Скорее, это и индикаторный показатель морального здоровья общества,
и инструмент формирования нравственности всех его граждан.
При получении медицинской помощи сегодня многие пациенты в
большей или меньшей мере сталкиваются с необходимостью поделиться частью своих
сбережений с официально бесплатной системой здравоохранения. При этом у многих
возникает вопрос, насколько законным является необходимость дофинансирования
этой отрасли из кармана тех, кто и так пострадал от травм или заболеваний.
Если мы вчитаемся в часть 3 статьи 49 основополагающего документа
нашего общества – Конституции Украины, то прочтем следующее: “…В
государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь
предоставляется бесплатно; существующая сеть таких учреждений не может быть
сокращена...”.
Требование Конституции подкреплено и статьей 184 “Нарушение
права на бесплатную медицинскую помощь” Уголовного Кодекса Украины, который
вступил в действие с 1 сентября 2001 года. В ней сказано: “1.
Незаконное требование платы за предоставление медицинской помощи в государственных
или коммунальных учреждениях охраны здоровья - карается штрафом до ста
необлагаемых налогом минимумов доходов граждан или арестом на срок до шести
месяцев.
Незаконное сокращение сети государственных
и коммунальных учреждений охраны здоровья - карается штрафом до одной
тысячи необлагаемых налогом минимумов доходов граждан или исправительными работами
на срок до двух лет”.
Итак, законодатель достаточно жестко закрепил одно из важнейших
социальных завоеваний – право на бесплатную медицинскую помощь. К сожалению,
в реальной жизни реализовать это право весьма трудно. Современная система здравоохранения
уже много лет подряд работает в условиях постоянного и недостаточного финансирования,
что вынуждает руководителей здравоохранения прибегать к полуофициальным приемам
типа “благотворительного взноса”. В Концепции развития охраны здоровья населения
Украины от 7 декабря 2000 года уже сделан шаг к солидарному участию государства,
работодателей, территориальных общин и отдельных юридических и физических лиц
в финансировании услуг по предоставлению гражданам медицинской помощи, чем косвенно
признано существования проблемы недостаточного финансирования системы здравоохранения.
Часть 6 статьи 18 Закона Украины “Основы законодательства Украины о здравоохранении”
позволяет всем учреждениям здравоохранения с разрешения собственника или уполномоченного
им органа устанавливать плату за услуги в сфере здравоохранения. Это значит,
что по разрешению Минздрава и в государственных учреждениях здравоохранения
могут оказываться платные услуги. В развитие данного положения 17.09.1996 Кабинет
Министров Украины принял постановление № 1138 “Об утверждении перечня платных
услуг, которые предоставляются в государственных учреждениях здравоохранения
и высших медицинских учебных заведениях”. В указанном постановлении разрешалось
государственным учреждениям взимать плату за определенные Перечнем услуги в
порядке добровольных пожертвований. Такое положение противоречит ранее цитированной
статье 49 Конституции Украины. В 1998 году 66 народных депутатов инициировали
рассмотрение Конституционным Судом вышеуказанного Постановления Кабмина. 25.11.1998
года Конституционный Суд Украины вынес решение № 15 – рп/98 по делу № 1 – 29/98
(дело о платных медицинских услугах). Указанным решением Постановление Кабмина
№ 1138 признано несоответствующим Конституции. Кроме того, в констатирующей
части указано, что благотворительная помощь органам здравоохранения оказываться
может, но лишь в соответствии с Законом Украины “О благотворительности и благотворительных
организациях”.