Описание методов исследования мочи у детей
Наиболее распространенным исследованием мочи у детей является клинический, или общий анализ мочи.
Общий анализ мочи проводится с диагностической целью и предусматривает исследование цвета, прозрачности, удельного веса, показателя кислотности, а также присутствия в моче ряда веществ – белка, желчных пигментов, глюкозы, кетоновых тел, гемоглобина, неорганических веществ и форменных элементов крови – эритроцитов, лейкоцитов, также клеток, выстилающих мочевые пути (эпителиальные клетки или их остатки – цилиндры).
Нормы анализов детей читайте здесь:
http://uaua.info/content/sub/8.html
Для общего анализа мочи используется утренняя порция мочи после ночного сна.
Для проведения общего анализа мочи собирают всю утреннюю порцию, которая в течение ночи собирается в мочевом пузыре. Анализ должен быть выполнен в течение 1,5 часов после выделения.
Кроме общего анализа мочи, существуют еще и специальные методы, которые позволяют более точно судить о патологических изменениях в организме.
Метод Нечипоренко – метод количественного определения форменных элементов (эритроцитов, лейкоцитов и цилиндров) в 1 мл мочи. Анализ мочи Нечипоренко обычно назначается после общего анализ мочи, если в общем анализе были выявлены отклонения от нормы показателей. Анализ мочи по Ничипоренко позволят более подробно изучить эти нарушения для правильной постановки диагноза.
Накануне анализа лучше не употреблять овощи и фрукты, которые могут изменить цвет мочи и не принимать диуретики.
После тщательного туалета половых органов, собирают среднюю порцию мочи: для этого первое количество выделенной мочи (15—20 миллилитров) пропускают, а среднюю порцию утренней мочи помещают в подготовленную чистую посуду.
Метод Амбурже относится к методам количественного определения форменных элементов в моче. При этом определяется количество форменных элементов, выделенных с мочой за 1 минуту.
Больному ограничивают прием жидкости днем и исключают ночью.
Сбор материала осуществляется в соответствии с основными правилами сбора мочи, но отличительной особенностью сбора мочи для метода Амбурже является то, что утром больной опорожняет мочевой пузырь, замечает время и ровно через 3 часа собирает мочу для исследования. Мочу сразу отправляют в лабораторию на исследование.
По методу Каковского-Аддиса исследуется моча, собранная за сутки. Этот метод дает более полное представление о функции почек. По методу Каковского-Аддиса у здоровых детей определяют от 0 до 2 500 ООО лейкоцитов и от 0 до 1 ООО ООО эритроцитов в сутки.
У детей раннего возраста метод Амбурже более удобен, поскольку у малышей без потерь мочу за сутки собрать трудно. Поэтому метод Каковского-Аддиса в основном используется для исследования более старших детей.
Подмывать ребенка при суточном сборе мочи, особенно девочку, нужно перед каждым мочеиспусканием. Всю мочу следует собирать в одну большую (например, двух- или трехлитровую банку), начиная со второй порции сегодняшнего дня и кончая первой порцией следующего дня. Чтобы в моче не возникло брожения, которое может исказить данные анализа, следует плотно закрыть посуду и держать в прохладном месте (лучше всего в холодильнике).
Собрав последнюю порцию мочи, тщательно перемешивают содержимое банки и часть осторожно отливают в 150—200-граммовую посуду — это количество и сдают в лабораторию на исследование. Важно указать на этикетке, приклеенной к посуде, сколько всего мочи выделил ребенок за сутки, поэтому, прежде чем вылить, измеряют ее объем.
При пробе Зимницкого мочу собирают в течение суток, но в разную посуду. Причем надо стараться, чтобы ребенок мочился через определенные промежутки времени (через 3 ч) каждый раз в отдельную банку (всего их должно быть восемь). На этикетке каждой банки указывают дату, номер порции и время мочеиспускания, например с 9 до 12 ч, с 12 до 15 ч и т. д. (первую порцию, выделенную после сна, надо вылить).
Детям в возрасте до 3 лет трудно выдержать трехчасовой интервал. Поэтому надо заготовить больше банок и на анализ сдать все, заполненные в течение суток, указав время мочеиспускания. Проба Зимницкого отражает приспособляемость работы почек в обычных условиях.
Проба Сулковича - качественная реакция на выведение кальция с мочой. К пробе мочи добавляют реактив Сулковича. При достаточном количестве кальция происходит помутнение раствора, которое оценивается визуально. Учитывают пробу Сулковича обычно в +, а не в единицах. Показатель пробы Сулковича +++ может свидетельствовать о передозировке витамина D.
Пробу Сулковича, применяли для контроля за лечением рахита.
В настоящее время пробу Сулковича применяют редко, практически повсеместно заменив ее на количественное определение количества кальция, выделяемого с мочой за сутки (входит в состав биохимического анализа мочи). Корректная оценка объема выделяемого с мочой кальция невозможна без оценки концентрации кальция в сыворотке крови.
Как подготовить ребенка к сбору мочи?
Перед сбором анализа мочи ребенка нужно хорошо подмыть с детским мылом или бледно-розовым раствором марганцовки. У девочек нужно тщательно промыть область между половыми губами, а у мальчиков следует во время подмывания слегка отодвигать кожицу с головки полового члена (не вызывая болевой реакции у ребенка).
Моча должна быть собрана в сухую, чистую, хорошо отмытую от чистящих и дезинфицирующих средств посуду. Желательно использовать сосуд c широким горлышком и с крышкой. По возможности нужно собирать мочу сразу в посуду, в которой она будет доставлена в лабораторию. Лучше всего собирать мочу в специальные пластиковые стаканчики с крышками или же использовать мочеприемники для детей.(фото 1)
Фото1. (Мочеприемник предназначен для сбора мочи у детей грудного возраста. Снабжен специальным гипоаллергенным липким фиксирующим устройством Универсален для мальчиков и девочек. Стерилен, предназначен для однократного применения. Нельзя приклеивать мочесборник «на ночь»).
Использованная литература:
- Иванова В. Н., Первушин Ю. В. и соавторы, "Методы исследования мочи и клинико-диагностическое значение показателей состава и свойств мочи" - Методические рекомендации, Ставрополь, 2005 г.
- А. В. Козлов, "Протеинурия: методы ее выявления", лекция, Санкт-Петербург, СПбМАПО, 200