Аутизм излечим !
Представьте себе, что между вами и вашим ребенком вдруг выросла стеклянная стена – не докричаться, не достучаться. Ваша кровинка на вас не реагирует, и так продолжается годами... Врачи могут помочь разрушить эту страшную стену. Они лечат травмированные детские души, помогают маленьким людям, чье сознание не отзывается на сигналы внешнего мира.
Этих детей хоть как-то понимают только их родные. Опечаленные мамы, папы, бабушки ищут любую возможность "достучаться" до своего чада. Если этого не сделать, не научить сына или дочку с нарушениями развития (так пишут в диагнозе) говорить, читать и писать, просто жить среди людей, тогда... Страшно даже представить, на какое существование они обречены в будущем, когда останутся без опеки родственников.
Очень часто таких малышей даже боятся пускать к детям, ведь они не обращают ни на кого и ни на что внимания, делают, что вздумается, они очень эмоциональны. Хотя на самом деле с задержкой физического и умственного развития ребенка можно справиться, можно преодолеть детские страхи, депрессивный синдром, олигофрению.
Каждый маленький пациент требует особого подхода. Сначала, конечно, общаются с родителями и выясняют, чего они ждут от лечения, какого именно результата. Ведь иногда родители желают неосуществимого, но врачи не творят чудес. И работать с родителями приходится не менее кропотливо, чем с их детьми.
Дети-аутисты живут в своем замкнутом мире. А к специалистам родители нередко обращаются лишь тогда, когда нужно решить вопрос со школой, в какую идти – специализированную или общеобразовательную? Иногда дети очень поздно попадают к специалистам, а ведь на самом деле уже с полуторагодовалого возраста родители должны обращать внимание, нормально ли ребенок разговаривает.
От многих врачей можно услышать: аутизм неизлечим. Но родители должны понимать, что у проблем в развитии ребенка всегда есть причина, и очень часто это – нарушение кровоснабжения головного мозга. А с этим нужно бороться, нельзя отказываться от шанса на то, что ваш ребенок, когда вырастет, будет нормальным человеком и найдет свое место в жизни. Приходится говорить родителям о том, что они не имеют морального права опускать руки перед "неизлечимостью" аутизма. Ведь таких детей, если их оставить без лечения и помощи родных, общество жестко отталкивает.
Детский аутизм является довольно известным стойким патологическим расстройством психических функций детского возраста. Он проявляется в различных формах, при разных уровнях интеллектуального развития.
В норме развитие многофункциональности центральной нервной системы обязательно предполагает внешнее и внутреннее воздействие на нее различных раздражителей. Для получения лечебного эффекта при патологии ЦНС врожденный или приобретенный дефект отдельной ее функции необходимо стимулировать специфически, как прямыми раздражителями, так и опосредовано, с помощью других, полноценных систем. Фоновое состояние головного мозга аутистического ребенка позволяет реализовать такое терапевтическое воздействие и ожидать благоприятного прогноза.
Лечение аутистических детей проводится комплексно и поэтапно, c обязательным контролем состояния ЦНС методами объективизации, к которым относятся УЗДГ, компьютерная капилляроскопия, ЭЭГ, дополненные осмотром детского невролога, логопеда, психолога, педиатра. Программа курации детей с аутистическими расстройствами основывается на результатах указанных обследований. Понятно, что процесс лечения не имеет четко определенных сроков выздоровления, потому что отдаленность конечного результата проистекает не только из тяжести проявления болезни, но и из индивидуальных особенностей отдельно взятого ребенка (социального окружения, характера, уровня педагогической запущенности и др.).
Среди методов лечебного влияния на детей с аутизмом важную роль играет кинезитерапия. На первый взгляд, аутистический ребенок существенно не отличается от здоровых детей нарушением статокинетических функций (сидение, стояние, ходьба, бег, захват предметов, поисковые движения). Однако при более продолжительном наблюдении можно обнаружить у ребенка отсутствие восприятия собственных конечностей как составляющих для достижения биологических целей, избегание физиологических для данного возраста движений. Более сложные манипуляции, например с предметами, кажутся вообще невозможными. Можно наблюдать, как аутистический ребенок осуществляет без какого-либо смысла удары палкой, просто толкает мяч, вертит обруч. Сами действия являются краткосрочными, не содержат заинтересованности. Новые предметы ребенок игнорирует или же отстраняет после внешнего наблюдения.
Таким образом, дефицит анализа внешних стимулов и отсутствие интегративности в центральной нервной системе при аутизме не может обеспечить нормального двигательного развития ребенка. Дальнейший естественный рост тела не будет обозначать автоматичности в самостоятельном овладении личными и социальными функциями.
Кинезитерапия как один из лечебных факторов в комплексном ведении аутистических детей основана на главных педагогических принципах – индивидуальности, постепенности, непрерывности. При достижении ребенком уровня целесообразных двигательных навыков без предметов и с ними пациента переводят на следующий этап – этап развития социальных взаимоотношений. Наблюдаются все более частое контактирование через взгляд, адекватная эмоциональная реакция, инициатива относительно уже известных пациенту двигательных задач, ощущение общественного плана при игровой деятельности.
Координация усилий в лечении аутистического ребенка между психологом, логопедом и кинезитерапевтом способствует уменьшению сроков его подведения к социуму с предупреждением нежелательной вторичной аутизации всей семьи и открывает перед родителями возможность реализовать свои надежды относительно будущего.
Когда родители приводят к специалистам детей с диагнозом аутизм, необходимо объяснять, что после одной процедуры и двух занятий чудо не происходит. Тут нужна продолжительная работа, чтобы восстановить речь, логическое мышление, зрение, ходьбу. И главное в этом деле – полученный положительный результат.
Уже после нескольких недель лечения и занятий маленькие пациенты становятся намного спокойнее. Их поведение, их реакция на людей становятся более адекватными. Постепенно детки меняются, начинают связно говорить, у них существенно увеличивается запас слов, они четче произносят звуки.
Да, аутизм – серьезное заболевание. Многие дети страдают различными его формами – от элементов аутизации личности до выраженной клиники аутизма. Сегодня это заболевание лечится по-разному – как психотропными средствами, так и благодаря новым подходам к лечению поврежденных функций мозга и индивидуально ориентированной реабилитации.
Адрес Клиники Ульяны Лущик:
Украина, 04070, г. Киев, ул. Почайнинская, 28
тел. +38 (044) 467-63-89
тел. +38 (095) 068-30-74
тел.-факс +38 (044) 467-63-97
[email protected]
www.istyna.kiev.ua