Дети дождя, или ранний детский аутизм
Компанец Наталия Николаевна
О Пушкине рассказывают легенду, что до трех лет он еще не говорил. Окружающие его люди беспокоились об этом, но, тем не менее, все понимали, выполняя просьбы будущего поэта. Но однажды он вполне четко произнес фразу: “Каша недостаточно сладкая”. Все удивились и спросили: “Что же ты раньше не говорил?”. Ребенок ответил: “Раньше было все нормально”.
На занятие группы развития четырехлетний Андрюша пришел с бабушкой. Увидев детей и учительницу, начал тихонько завывать. “Возможно, он думает, что это детский сад, испугался”, – сказала извиняющимся тоном бабушка. После долгих уговоров ребенок остался в учебной комнате. На все попытки привлечь его к общению (даже в игре) он реагировал криком, слезами, не сказав при этом ни одного слова. Ему дали счетные палочки, из которых он старательно что-то сооружал, не замечая, что делается вокруг. Если учительница обращалась к нему, призывая что-то сделать с детьми, раздраженно отворачивался. Когда “строительство” ему надоело, стал расхаживать по комнате, поглаживая себя по предплечьям и приговаривая “кучки-кучки” (так назвала учительница его сооружение). Говорил он довольно громко, на замечания не реагировал. Учительница ловко сменила направление занятия на громкое говорение вслух, чтоб для других детей время не пропало даром. После консультации с психологом выяснились и другие особенности, которые подтвердили догадку учителя – перед нами аутичный ребенок. Андрея перевели на индивидуальное обучение. Изредка на занятия приходили другие дети, тогда результаты деятельность ребенка заметно ухудшались, словно нарастала тревога от присутствия нового человека. Медленно, маленькими шагами ребенок стал «догонять» своих сверстников в решении простых детских заданий, особенно легко давалась математика. А ведь ему поставили диагноз «олигофрения».
Несомненно, Андрюша аутичный ребенок.
Ранний детский аутизм – медицинский диагноз, поэтому его должен определять специалист (детский психоневролог).
К сожалению, часто бывает сложно опознать это состояние. «Разброс» диагнозов встречается весьма широкий – от проблем со слухом и зрением, речевым развитием до умственной отсталости и шизофрении. Но, наверное, к счастью, на практике редко встречаются «классические аутисты», чаще приходится работать с детьми, у которых проявлены отдельные черты аутизма. Для них разрабатывают индивидуальные программы «лечебного» воспитания.
Распространенность аутизма выше, чем считали раньше. Британскими учеными сообщается, что аутизмом страдают шесть детей в возрасте до восьми лет на каждую тысячу. Ранее считалось, что количество распространенность этого заболевания находится на уровне одного-двух детей из тысячи. Мальчики болеют в три раза чаще, чем девочки. На сегодняшний день аутизм встречается чаще, чем слепота и глухота, вместе взятые.
Между тем, о причинах аутизма известно мало. Раньше считалось, что его может вызывать вакцинация от кори, свинки и краснухи, а также из-за иммунологических нарушений и заболеваний кишечника. Современные исследования это не подтверждают.
Еще одна из причин, как считают, например, психоаналитики, это "эмоциональная холодность родителей", особенно на ранних этапах развития ребенка.
По самым последним данным, ученые выявили у больных аутизмом врожденные нарушения развития мозга (дисфункции или диспропорции: недоразвитие определенных долей мозга в сочетании с гиперразвитием других его областей), хромосомные аномалии и обменные нарушения, изменения на генном уровне (на которые, в свою очередь, влияют неблагоприятные экологические условия, стрессы). По некоторым данным, у аутичных детей присутствует нарушение развития мозга, в частности миндалевидного тела – центра, который «отвечает» за эмоции. В крови больных были обнаружены специфические белки. Видимо, в проявлении этой болезни большую роль играет наследственность.
Американские исследователи указывают также на прямую связь между аутизмом и распространением компьютеров. Так, симптомы нарушения межличностного общения, наблюдаемые у увлеченных программистов и «хакеров» совпадают с признаками аутизма.
И, как ни странно, специалисты называют успехи в медицине как одну из причин роста числа аутичных детей: те дети, которые раньше погибали, сейчас остаются живыми, и нам приходится с ними работать. Это, конечно, с одной стороны, замечательно, с другой стороны — трудно.
Как же аутизм проявляется?
Аутизм — это целый комплекс расстройств психического развития ребенка, который выражается нарушением контакта с окружающими, эмоциональной холодностью, перверсией интересов, стереотипностью деятельности. Болезнь воздействует как на психические функции (речь, интеллект), так и на восприятие мира. Так, больные зачастую не имеют собственного мнения и не понимают общего смысла происходящих вокруг событий.
Здоровый ребенок:
• 0-1 мес. Неразличаемый плач. Первая реакция на окружающую среду, результат тотального телесного ответа; избирательность к речевым стимулам;
• Со второго месяца – синдром оживления при виде «своих взрослых», в более старшем возрасте – повышенное внимание и оживление при виде картинок, изображающих лицо и глаза;
• 1-5,6 мес.Различаемый плач. Голодный плач, плач, связанный с болью в животе, и т.д.;
• 3-6,7 мес. Гуление. Стадия вокальной игры. Ребенок и слушает звуки вокруг него и пытается продуцировать их сам. Конечно, они еще отличаются от звуков взрослой речи, даже когда мать пытается имитировать гуление ребенка;
• 6-12 мес. Лепет, повторение слышимых звуков, слогов;
• 9-10 мес. Повторение звуков, которые ребенок слышит (эхолалия). Отличие от лепета в том, что ребенок повторяет то, что непосредственно слышит от другого человека.
• Около года здоровые дети любят, когда с ними разговаривают;
• Узнавание на фотографиях близких, себя – с 2–2,5 лет (когда формируется самосознание: «Я» и «Не я»), правильное представление о своем теле.
• После двух лет здоровый ребенок способен откликаться на эмоции окружающих, «заражаться» ими;
• Присутствуют положительные эмоции при виде новых игрушек, при общении
• После трех лет ребенок адекватно использует личные местоимения (я, ты, мы), строит оригинальные высказывания
• Выражает желание что-то сделать самостоятельно.
• Ребенок способен сопереживать героям сказок, способен играть, фантазировать. Во время игры проявляет развитое воображение (игры с замещением – когда представляют, например, что палка – это лошадка)
Уважаемые родители! Если хотя бы какие-то моменты развития, указанные в этой таблице, у Вашего малыша отсутствовали, обратитесь к детскому психологу, который подскажет, что делать и разработает индивидуальную программу «лечебного воспитания».
Симптомы аутизма проявляются уже в первый год жизни. У малыша отсутствует комплекс оживления, который есть у детей примерно с первого месяца, эмоционально очень слабо реагирует на близких, вплоть до полного безразличия. Ребёнок-аутист не улыбается, «не даёт» контакта глаза в глаза, хотя обращает внимание на предметы. Эти дети слабо реагируют на различные зрительные и слуховые раздражители, они иногда кажутся глухими и слепыми.
Чем дальше, тем больше признаки аутизма пугают родителей. Эти дети очень боятся перемен: новые предметы, обстановка, люди вызывают у них тревогу, которая проявляется либо отсутствием контактов, либо истерикой, отказом что-то делать.
То же касается и речи аутичного ребенка: либо он вообще не говорит, либо, как попугай, произносит что-то, не обращаясь ни к кому. Повторение одних и тех же действий, слов успокаивает. Родителям же кажется, что ребёнок не понимает, о чём они говорят. Не запоминает. На самом деле это не так. Больной малыш может вспомнить, например, разговор между мамой и папой через несколько дней, недель, и даже способен передать интонацию.
В трехлетнем возрасте у них не происходит «революционное» развитие самосознания. Такой малыш не говорит о себе «я»: может продолжать говорить о себе в третьем лице или даже во множественном числе – «мы». Иногда в речи использует штампы (фразы из мультиков, рекламы).
У таких детей задержано развитие осознания границ своего тела – бывает, уже в школьном возрасте ребенок, словно впервые, может часами рассматривать себя в зеркале, ощупывать тело.
Аутичный рбенок не очень хорошо понимает окружающие предметы, не понимает, что происходит вокруг, не осознаёт существование других людей. Затем болезнь прогрессирует следующим образом: ребенок не стремится к контактам с окружающими, не может или не хочет разделять людей, животных и неодушевленные предметы.
Если хотя бы что-то становится им понятно — они за это цепляются: отсюда появляются эти симптомы повторения одних и тех же движений (стереотипные движения пальцами рук, потряхивание и вращение кистями рук, ужимки, подпрыгивание, ходьба и бег на цыпочках).
Аутичные дети, а потом и взрослые, очень впечатлительны и руководствуются в своих редких контактах с окружающим миром целой системой страхов. Эти страхи впоследствии перерастают в запреты и самоограничения. То есть человек может бояться работающего телевизора или луча света на полу. Поэтому те самые однообразные движения, характерные для больных, являются аутостимуляцией, компенсирующей нервное напряжение.
Ребенок может быть привязан к кому-то из близких, но не эмоционально, а «практически» (симбиоз), особенно это проявляется, когда малыш долго не говорит, а мама выполняет все его молчаливые требования. При этом надолго задерживается развитие навыков самообслуживания.
Так ли все плохо?
Сегодня аутизм можно считать одной из «зон риска» для человечества: налицо рост числа больных. Неспособность к контактам и общению очень затрудняет обучение, а значит, и получение профессии в будущем. Впрочем, аутисты не совсем уж необучаемы: если умственная отсталость обычно характеризуется равномерным, но только очень низким уровнем развития личности, то при аутизме какие-то способности проявляются на исключительно высоком уровне, а другие, наоборот, остаются на очень низком. Только 25% достигают показателей нижней границы интеллектуальной нормы, хотя некоторые из аутичных детей обладают очень высоким интеллектуальным потенциалом, а иногда и одаренностью в какой-то области. Но никто не может объяснить, почему одни аутисты запросто решают сложнейшие математические задачи, в мельчайших подробностях копируют Рембрандта и могут с первого раза по памяти воспроизвести фугу Баха (10 % больных: обратите внимание: среди здоровых людей – только 1 % с выдающимися способностями), а другие (50 % взрослых аутистов) остаются на уровне умственной отсталости. (Среди здоровых людей – только 1 % с выдающимися способностями). Обычно аутистов интересует три области: математика, живопись и музыка. Математические способности встречаются у аутистов наиболее часто и проявляются в достаточно раннем возрасте.
Давайте вспомним фильм «Человек дождя» и его героя – Рэймонда Баббитта. 0н знал наизусть телефонный справочник и мог в уме вычислять квадратный корень любого четырехзначного числа, блестяще отгадывал комбинации цифр в казино. Маленький Саймон («Восход Меркурия») с первого раза расколол код секретной системы ФБР. Именно о «людях дождя» говорят многочисленные легенды про заколдованных детей. Помните «Снежную королеву» Андерсена? После поцелуя Снежной королевы мальчик Кай забыл всех своих близких и больше всего на свете полюбил сидеть один в холоде и складывать льдинки. Чем не аутист, спрашивается?
Некоторые особенности аутисты сохраняют всю жизнь: педантично расставляют вещи в своем доме, опасаясь перемен. Они точно знают, где что лежит, и сердятся, если кто-то нарушит сложившийся порядок.
Именно страсть к упорядочиванию роднит аутистов с компьютером. В бездушной машине, общающейся при помощи знаков, многие больные видят единственное близкое существо. Способности к программированию у аутистов налицо. Аутисту ничего не стоит за два дня выучить новый компьютерный язык, просто изучая исходные коды. Профессиональные программисты не дадут соврать: задача для обычного человека практически неразрешимая. Именно поэтому аутистов в последнее время стали широко использовать в компьютерных фирмах. Например, у Билла Гейтса, по разным данным, от 5 до 20% персонала — аутисты.
Ежегодно на Западе проводятся всемирные конференции по аутизму, присутствовать на которых могут не только врачи, но и учителя, воспитатели детсадов, вожатые летних лагерей. Считается, что, чем больше времени аутист будет поводить в нормальных, неспециализированных детских учреждениях, тем больше шансов у него адаптироваться в обычном мире.
70% больных не имеют друзей, а 95% никогда не женились и не выходили замуж. Устроиться на работу могут только 20 -- 30% «людей дождя».
Что же делать?
Конечно, как Вы уже заметили, аутизм – очень сложная и разноплановая болезнь. Потому ограничимся общими рекомендациями. В каждом конкретном случае должен помогать специалист, да и не один (психиатр, психолог, врач, родители, воспитатели). Главное – это терпение, человечность, надежда на лучшее, вера в успех, ведь мы не можем «избавить» детей от их особенностей, потому должны научить их жить такими, какими они есть. Научить быть счастливыми.
Для этого аутист должен представлять себе будущую жизнь «практически», то есть распланированной, нужно также научить его самовыражению и общению с другими, быть способным себя обслуживать и проводить свободное время.
Родители должны создать ребенку эмоциональный психологический комфорт, чувство уверенности и защищенности, а затем, постепенно, осторожно обучать новым навыкам и формам поведения.
• Нужно понять, что ребенку очень сложно жить в нашем мире, потому нужно научиться за ним наблюдать, интерпретируя вслух каждое его слово и каждый жест. Это поможет расширить внутренний мир маленького человека и подтолкнет его к необходимости выражать свои чувства и эмоции словами
• Как правило, даже неговорящие аутичные дети охотно выполняют задания «невербальные», то есть такие, в которых не нужно пользоваться речью. Эти задания (лото, головоломки, паззлы, мозаику) нужно использовать для налаживания контакта, вовлечения в индивидуальную и совместную деятельность, обогащая его эмоциональный и интеллектуальный опыт. Кроме того, задания по схеме, с видимым конечным результатом успокаивает ребенка, придают деятельности смысл.
• Как никакой другой ребенок, аутист нуждается в том, чтоб взрослый «следовал» за ним. Если ребенок подходит к предмету, желательно называть его, давая в руки, подключая все анализаторы (зрение, слух, кожа). Такие дети нуждаются в многократном повторении названий и предназначения предметов, пока они не привыкнут к ним, не «включат» в поле своего зрения.
• Иногда, когда аутичный ребенок погружается в какое-то занятие, можно осторожно подключать речевое сопровождение (например, когда ребенок разглядывает себя в зеркале), иногда «забывая» назвать предметы, которых касается ребенок. Это провоцирует неговорящего ребенка справиться с барьером и все-таки сказать слово.
• Если ребенок погружен в игры-манипуляции с предметами, нужно стремиться придать им смысл: выкладывание рядов из кубиков — “строим поезд”, разбрасывание кусочков бумаги — “устроим салют”.
• При игровой работе желательней использовать игры с четко очерченными правилами, а не сюжетно-ролевые, где требуется говорить. Причем каждую игру нужно проиграть много раз, сопровождая каждое действие комментариями, чтоб ребенок понял правила, игра превратилась в некоторый ритуал, который так любят маленькие аутисты.
• Все проблемы аутичного ребенка нужно решать строго поэтапно, ставя перед собой ближние цели: «Помочь избавиться от страхов», «Как реагировать на вспышки агрессии и самоагрессии», «Как подключать ребенка к общим занятиям».
• Поскольку аутистам тяжело дифференцировать эмоции других людей, не говоря о выражении и распознании своих собственных эмоций, нужно подбирать для просмотра мультфильмы с героями, у которых хорошая мимика. Так, многие аутичные дети «дружат» с паровозиком Томом, героем мультфильмов и игрушкой. В мультфильме «Шрек», который вышел недавно на экраны, тоже очень выразительно изображены эмоции героев. Поощряйте ребенка угадывать настроение героев (например, во время «стоп-кадра»), стараться изображать самому. И, конечно, в минуты сосредоточения старайтесь гиперболизировать свою собственную мимику, играя в «настроения».
• Нужно помогать ребенку осознавать свое тело, применяя разные «тактильные игры»: «Волшебный мешочек»,
• Таких детей полезно приобщать к театральным представлениям. При этом родители должны учесть, что ребенок поначалу будет оказывать бурное и стойкое сопротивление попыткам вовлечь его в занятия. Однако если проявить твердость, задействовав систему стимулов и поощрений, а не через насилие, аутист не только подчинится, но и будет испытывать огромную радость.
• Очень полезно придумывать истории, в которых действуют “примерные” и “скверные” герои. Это поможет ребенку на подсознательном уровне усваивать “что такое хорошо и что такое плохо”. Разыгрывать эти истории можно как с обычными куклами, так и с детьми (объяснив, что каждый будет играть определенную роль). “Спектакли” необходимо проводить много раз, постепенно вводя какие-нибудь изменения.
• Многие аутичные дети видят смысл деятельности, когда она тщательно распланирована. Так что наберитесь терпения и рассказывайте, какой будет распорядок дня, куда нужно сходить, что сделать, какую последовательность действий совершить, чем закончить. Для работы с такими детьми можно придумывать «пооперационные карты», в которых схематически изображать алгоритм действий (например, инструкция сборки «Киндер-сюрприза» или «Лего»). Каждому занятию нужно придавать целевой характер, тем самым, добиваясь осмысленности.
• Для привлечения к коллективной деятельности (пусть и завуалированной), нужно привлекать ребенка, например, к классификации, сортировке предметов («Нужно разложить карандашики по цвету: они нужны будут группе для занятий»)
• Конечно, несмотря на особенности общения, аутичный ребенок хоть иногда должен быть в коллективе. Если воспитатели Вашего детского сада не способны безусловно принять Вашего малыша, потрудитесь найти опытного педагога, чтоб ребенок учился взаимодействовать с людьми в коллективе. Ведь не за горами школа, да и взрослая жизнь. И вначале нужно разрешать родителям присутствовать на занятиях, поскольку знакомые лица снизят высокую тревожность и боязнь нового. Когда ребенок привыкнет к новым лицам, родители постепенно станут не нужны на занятиях.
• Только в крепкой связке «родители – врач – педагог – психолог» можно решить целый ряд проблем аутичного ребенка. Все действия должны быть настолько слажены, чтоб ребенок чувствовал комфорт от узнаваемости, имел перед собой образ конечного результата каждого действия, учился взаимодействовать.
• Важно не переусердствовать: даже обычный ребенок имеет право на время, проведенное в одиночестве. Не перегружайте ребенка своим вмешательством, давайте ему отдохнуть.
Что читать
1. Карпенко З.С. Експресивна психотехніка для дітей. – К.: НПЦ “Перспектива”, 1997.
2. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997
3. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М., 1990.
4. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – М.: Генезис, 2000
5. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: Пути помощи. М., 1997.