Театр начинается с вешалки...
Емелина Наталья Евгеньевна
Театр издавна считался элитарным развлечением, заставляющим
не только смеяться и плакать по пустякам, но и задумываться над серьезными вопросами
бытия.
У древних греков и римлян наслаждение театральными
представлениями, порой занимало несколько дней, а то и целую неделю. Наши же
современники вряд ли бы отдали такое количество драгоценного времени спектаклям,
хотя и не забыли дорогу к «великому храму искусства».
Казалось бы, в век технологий, как пророчил герой
фильма «Москва слезам не верит», «не будет ни театра, ни кино, - одно сплошное
телевидение». Но вопреки прогнозам, интерес к театральным спектаклям возрастает,
да и зрителей прибавляется. С каждым годом все больше маленьких театралов весело
аплодируют веселой Пеппи и толстенькому Карлсону, жалеют злых и коварных Лис
и Волков, хохочут от забавных шуток и сочувствуют печальным Принцам и Принцессам.
И все это, конечно же, заслуга родителей, которые не только сами наслаждаются
прекрасным, но и приобщают к искусству детей.
Но малыши воспринимают театр иначе, чем взрослые,
для них это сказка, требующая особого ритуала. Покупка билета, потом целый день
приготовлений (да, это действительно событие, спектакль – не мультфильм по телевизору)…
Потом огромный дом - дворец, где встречает вежливый билетер, и бегают, суетясь,
сотни таких же мальчишек и девчонок.
Театр, как известно, начинается с вешалки. Со сплетен,
перешептываний и тайного предощущения будущего представления. С определенного
порядка и старой традиции отдавать на хранение верхнюю одежду, получая за это
витиеватый номерок, приобретения бинокля и программки.
Огромное здание таит в себе неизведанную тайну искусства
и от этого голос становится приглушенней, жесты вкрадчивыми. Мягкие ковры, плюшевые
диванчики, портреты актеров на стенах – словно попадаешь в другой мир, в иное
измерение. Вчитываясь в фамилии актеров, выискиваешь их изображения, словно
пытаясь предугадать будущий спектакль.
И вот – звонок, нехитрое устройство тайного сговора
со зрителями словно сообщает, что скоро начнется представление. Значит, пора
заходить в зал и занимать свое место. Внимательные бабушки, заглянув в ваш билет,
заботливо проводят вас на место, а там, глядишь, и второй звонок прозвенит «мы
уже готовы».
Торжественный звук третьего звонка не заставит себя
долго ждать, значит – гаснет свет и представление начинается.
Конечно, в театр приходят заранее, но если уж так
случилось, и вы опоздали, не нужно печалится, тихо-тихо заходите в зал и садитесь
на любое свободное место. Так уж принято, опоздавший не занимает свое место,
ведь на нем наверняка уже сидят. Ваше скрупулезное соблюдение правил здесь не
уместно, любой шум, без которого перетасовка мест не обойдется, мешает актерам.
Тем не менее, во время антракта, можете занять свое место.
Если вы взяли с собой конфетки, сок, фрукты или
что-то подобное, стоит, опять же, подождать до антракта. Ну, а если у вас с
собой целый арсенал запрещенных вещей, тут уж не сдобровать. Если заметит
бабулька-контролер – сделает замечание, а если актер… Вот тут-то вы и станете
объектом для остроумных импровизаций и подначивающих шуточек. И даже если этого
злополучного сока у вас и в помине нет – актер вам его не забудет до конца спектакля.
В запрещенные вещи входят: звенящий мобильный телефон
или пейджер – верх неприличия (стоит отключить до начала представления), указки
с инфракрасным светом, музыкальный тетрис – интересно, вы в театр ходите играть?
(стоит оставить дома), чипсы, бутерброды, бутылка с разнообразным содержимым
(покушаете в антракте).
В правилах поведения на спектакле еще много составляющих,
например: не стоит поглядывать на часы (даже если безумно скучно), вставать
с места во время представления (допускаются крайние случаи, например, для туалета),
спать (ну, и храпеть, соответственно), громко кричать (радоваться или огорчаться
можно гораздо тише), не перешептываться, не читать программку.
Сколько же этих назойливых «НЕ», скажите вы. Но
ведь если внимательно смотреть на сцену, все «НЕ» сразу отойдут на второй план,
ведь на сцене происходит то, ради чего, собственно, вы и находитесь в зале.
Антракт, антракт! Свобода для засидевшегося тела
и желудка. Во время антракта все стремятся в буфет. Длинные очереди, продолговатые
столики, сладкие тортики и море впечатлений от спектакля.
Кстати, если же вам спектакль не нравится, допустимо
уйти после первого действия, хотя и не вежливо.
И вот снова три волшебных театральных звонка. И
снова спектакль. А после – в благодарность всем создателям представления – громкие
аплодисменты, яркие букеты цветов. Если же спектакль неимоверно понравился –
уместно будет встать и даже закричать «БРАВО» и хлопать, хлопать, хлопать… Ведь
для артиста это самая сладкая музыка.
Не спешите первым добраться к гардеробу, спешка
не для театров, здесь все словно подчиняется давнему укладу и традициям. Лично
поздравлять актера с успехом (если вы не его близкий знакомый) также вряд ли
стоит, уставший и без грима лицедей тоже требует отдыха.
У вас же остается море впечатлений и пища для размышлений.
Ведь театр заставляет думать.