Как пациент имею право
Результаты анкетирования читателей Prevention показали, что наиболее острый и болезненный вопрос для многих – проблема некачественного медицинского обслуживания, халатность врачей и, как это ни банально, хамство персонала.
Наши газеты и журналы нередко пестрят историями о том, как американская бабушка (или дедушка) отсудила у врачей полмиллиона долларов за то, что ее неправильно лечили. Однако представить себе такую ситуацию в нашей стране – это что-то из совершенно невероятного.
К сожалению, нас не научили отстаивать свои права, но если мы сами не начнем что-то предпринимать – то ничего в этом вопросе и не изменится.
Итак, что же делать, если тебя не устраивает качество полученных медицинских услуг или ты считаешь, что их предоставили не в полной мере.
Согласно Конституции Украины, Закону «Об обращениях граждан» и ряду нормативных актов, ты имеешь право на индивидуальное обращение.
Если же заявитель, допустим твой родственник, является Героем Советского Союза, Социалистического Труда или инвалидом Великой Отечественной войны, его вопрос рассматривается руководителем учреждения лично.
Такой вид называется жалобой и подается в письменном виде, почтой или нарочно.
Также суть претензий может быть устно изложена на приеме у должностного лица.
В любом случае каждое обращение должно быть зарегистрировано в установленном порядке и рассмотрено в надлежащие сроки.
Период, в течение которого должен быть дан ответ, не может превышать одного месяца со дня поступления документа, а на те жалобы, которые не требуют дополнительного изучения, – срок не более 15 дней от регистрации. Граждане, которые имеют установленные законом льготы, могут рассчитывать на рассмотрение их вопроса в первоочередном порядке.
В обращении необходимо указать адресат, Ф.И.О. заявителя и место проживания, суть претензий, дату и обязательно должна стоять подпись. Анонимные письма не рассматриваются. Если данные требования не соблюдены, жалоба в течение 10 дней с момента получения возвращается для дооформления.
Учись, учи других, но лучше на ошибках третьих
Куда обращаться и с кого начинать в случае нарушения прав, решать тебе.
Закон предлагает адресовать заявления в порядке подчиненности. Таким образом, сначала стоит обратиться к главному врачу медучреждения, в котором проводилось лечение, а последней точкой в этой цепочке может быть Министерство здравоохранения. Очередность и содержание жалобы определяются по собственному усмотрению.
Хотим акцентировать внимание на том, что хождение по всем этим инстанциям не лишает тебя права обратиться непосредственно в правоохранительные органы. Не стоит забывать и об Обществе защиты прав потребителей. Тем более если этот субъект будет представлять твои интересы в суде, то ты как истец освобождаешься от уплаты государственной пошлины.
Хотя частные клиники обычно стараются не доводить дело до иска. Так, например, если была неудачно проведена хирургическая операция, тогда в случае мирного разрешения конфликта как минимум можно рассчитывать на повторную операцию за счет клиники (если это целесообразно), а как максимум – на оплату или компенсацию затрат на реабилитацию или протезирование. Но если подобный вариант тебя не устраивает и ты хочешь большего, – помни о том, что судебная система может причинить не меньше душевных страданий, чем здравоохранение.
Хорошее правило – доводить все до конца
Ты настроена решительно и готова идти дальше, вплоть до Европейского суда по правам человека? Рекомендуем обратиться к квалифицированным специалистам в этой области (оценка ситуации, сбор доказательств и т. д.) – от этого нередко зависит успешный исход дела.
В случае положительного результата в суде можно рассчитывать на:
- возмещение материального вреда, который часто включает: официальный платеж за операцию, все затраты на медикаменты, протезирование, спецпитание, санаторно-курортное лечение, услуги персональной сиделки и т. п.;
- ежемесячную денежную компенсацию от обидчика.
Что касается морального ущерба, то тут придется хорошо потрудиться, дабы установить не только факт его наличия, но и прямую связь между действиями медицинского учреждения и перенесенными душевными страданиями.
После всех тяжб вряд ли ты захочешь сохранить отношения с данной клиникой, поэтому в исковых требованиях лучше такой пункт не заявлять.
И еще один важный момент: в период лечения советуем собирать все оригиналы рецептов, справок и чеков на медпрепараты и по возможности снять копию со своей больничной карточки. Эти документы могут быть очень полезными в виде доказательств в суде.
Не создавай запретных тем
Следует отметить, что врач несет административную, дисциплинарную и уголовную ответственность за совершенное деяние в виде действия или бездействия.
Гражданскую ответственность перед пациентом будет нести медицинское учреждение, в котором работает лечащий доктор.
В случае если операция закончилась летальным исходом, факт вины хирурга, анестезиолога и др. устанавливает судебно-медицинский эксперт. Судмедэкспертиза может назначаться повторно, когда возникают сомнения в результатах первоначальной.
А так как среди медиков существует круговая порука (и это, к сожалению, действительность нашей системы здравоохранения), лучше в таких ситуациях все-таки обращаться за консультацией к хорошему юристу. Тогда можно с большей долей вероятности рассчитывать на успешный исход дела.
И в качестве заключения хотелось бы добавить следующее: самый точный диагноз ставится, конечно же, только после вскрытия и это один из наиболее дешевых и изученных методов. Однако сегодня есть десятки других, не менее эффективных, хотя и дорогих. Заставь медиков начать диагностику именно с них.
Алина Гальченко, юрист, директор ООО «Юридическая фирма «Пантера»
Журнал «Prevention», январь 2007 г