Из чего состоит план реформирования системы здравоохранения Украины?
В Житомире прошло Всеукраинское совещание по актуальным вопросам реформирования и развития отрасли здравоохранения Украины. Учитывая результаты подробного анализа состояния системы здравоохранения на сегодняшний день, были определены основные направления государственной политики относительно развития первичной медико-санитарной помощи.
Утверждено Общегосударственную программу развития первичной медико-санитарной помощи на основе семейной медицины, основные цели, которые предполагается достичь:
- повысить качество, доступность и обеспеченность непрерывности медико-санитарной помощи населению;
- снизить потребность в стационарной, специализированной амбулаторной и скорой медицинской помощи;
- изменить отношение и повысить ответственность за здоровье населения властных структур, работодателей и каждого украинца.
В целом, внедрение модели первичной медико-санитарной помощи в сельской местности предусматривает три этапа.
1. Формирование штатов и организационно-функциональной структуры учреждений
- формирование в структуре поликлинических отделений центральных районных больниц и самостоятельных городских поликлиник центров первичной медико-санитарной помощи как структурных подразделений этих учреждений;
- объединение на уровне районного бюджета в один финансовый пул средств территориальных общин района, которые направляются на обеспечение медицинского обслуживания населения для получения более мощного источника финансирования и повышения эффективности управления ограниченными ресурсами;
- определение ФАПов структурными подразделениями сельских врачебных амбулаторий;
- подчинение сельских врачебных амбулаторий центральным районным больницам;
- постепенное формирование оптимальной сети первичного уровня предоставления медицинской помощи;
- материально-техническое обеспечение центров первичной медико-санитарной помощи и амбулаторий общей практики - семейной медицины;
- кадровое обеспечение центров первичной медико-санитарной помощи и амбулаторий общей практики - семейной медицины.
2. Второй этап включает:
- создание органов управления здравоохранением - отделов здравоохранения районных государственных администраций как заказчиков медицинских услуг и распорядителей бюджетных средств на соответствующей территории;
- создание юридицески самостоятельных Центров первичной медико-санитарной помощи;
- продолжение формирования оптимальной сети первичного уровня предоставления медицинской помощи;
3. Завершающий этап предусматривает:
- автономизацию учреждений первичного уровня, предоставление им статуса коммунальных некоммерческих неприбыльных предприятий;
- внедрение государственных закупок услуг первичной медико-санитарной помощи и финансирования субъектов первичного уровня по подушному принципу, введение стиумлирующих выплат за качество и объем работы;
- введение механизма реализации права пациента свободно выбирать врача первичного уровня или в определенном порядке менять его;
- введение механизма обеспечения организации доступа пациентов к специализированной помощи через направление врача первичного уровня за исключением случаев, которые требуют предоставления неотложной специализированной медицинской помощи.
Реформирование первичной медико-санитарной помощи и ее расделение с другими звеньями позволит ускорить структурную реформу вторичной медико-санитарной помощи путем создания так называемых "госпитальных" округов, которые объединят учреждения нескольких сельских районов или городов и районов в зависимости от плотности и характера расселения жителей, с учетом состояния транспортных коммуникаций, материально-технического и кадрового потенциала стационаров, профилей их деятельности и структуры медицинских услуг. Для этого необходимо провести дифференциацию больниц с учетом интенсивности предоставления медицинской помощи.