Эмоциональное и психическое здоровье ребенка зарождается до его рождения
Скляренко Элина Олеговна
Когда люди взрослеют, они все чаще и чаще вспоминают свое детство - длинные светлые
дни, ласковый и ободряющий голос, улыбку мамы. Все, все вызывает умиление и чувство
радости. Представить свое детсво без родителей очень сложно. Но если родителей
не было, или они относились к своему ребенку слишком холодно или равнодушно, или
враждебно? Что происходит в сердце ребенка и как это отражается на его дальнейшей
жизни и душевном состоянии?
Наука уже давно установила, что для полноценного развития ребенка необходимо,
чтобы он был окружен заботой и лаской, чтобы на его органы чувств еще до рождения
и с первых дней жизни действовали нужные и самые разнообразные сенсорные раздражители.
Чтобы по мере развития детской психики усложнялся и нарастал объем полезной
информации. Сегодня уже есть исследования влияния материнской любви на ребенка…..
еще до рождения.
Ребенок еще не родился, он еще в утробе материнского организма, но он уже нуждается
в родительской любви, в ласковом и добром слове, отношении. Каждый медик, занимающийся
психическим развитием детей, знает, что имеется относительно четкая взаимосвязь
между отношением матери к своему будущему ребенку и психическим развитием младенца.
В США, например, распространена точка зрения, согласно которой, возниконовение
и уж, во всяком случае, усугубление некоторых тяжких психических расстройств обусловлено
- в большей или меньшей степени - отрицательным или холодным отношением матери
к своему будущему ребенку. То же самое касается и более легких, порой малозаметных
отклонений. В частности, невротичные матери рожают невротичных детей.
Известный испанский детский врач Иеронимо де Морагас изучал зависимость между
отношением матери к еще неродившемуся младенцу и его развитием. Он разделил будущих
матерей на 3 группы. В первой группе были матери, у которых предыдущие беременности
закончились неудачно и поэтому они испытывали страх, что и эта беременность может
прерваться. Во второй группе были матери, которые уже зараннее отрицательно относились
к своему будущему ребенку, главным образом из-за того, что зачатие наступило вопреки их желанию. Получается так, что в первой группе будущие матери слишком
сильно любили своих будущих детей, а матери второй группы - ненавидели.
Третью группу составляли будущие мамы, которые любили своих будущих детей,
но в меру, без крайностей.
Забегая наперед, нужно отметить, что дети всех матерей выросли здоровыми. Что
же получилось? Каковы результаты этих исследований? А предугадать было несложно....
Оказалось, что дети из первых двух групп были во многом похожи: они были крикливы,
плохо спали, ели, не давали покоя своим родителям. В раннем возрасте некоторые
из них надрывно кричали, закатывались в истерике, капризничали, создавали дома
нервозную обстановку.
Автор этого исследования не считает единственной причиной подобного поведения
отношение матерей к своим будущим детям. Конечно, тут играет роль множество других
причин, но сбрасывать со счетов фактор родительской любви невозможно.
Известный американский психиатр и исследователь Томас Верни изучал и анализировал
многочисленные литературные данные о влиянии душевного состояния матери во время
беременности на эмоциональные и творческие способности будущего ребенка. По его
мнению, мать "ставит заслон" будущему ребенку против больших и мелких неприятностей
в его жизни.
Вот несколько характерных цитат из его книги: "Любящие и имеющие хороший эмоциональный
контакт со своим ребенком матери рожают более уверенных в себе и более защищенных
детей. Матери несчастные, подавленные или неуверенные в своей любви к ребенку
рожают детей, более подверженных неврозам, поскольку их личность формировалась
в обстановке страха и беспокойства. И неудивительно, что эти дети, если им не
помочь, становятся эмоционально нестабильными…. Наиболее благоприятный период
для образования связи между матерью и ребенком - последние месяцы беременности,
особенно два месяца, непосредственно предшествующие рождению. В этот период ребенок
достигает определенного физического и интеллектуального уровня. Однако формирование
привязанности ребенка к матери не происходит автоматически. Необходимы время,
любовь, понимание для того, чтобы эта связь наладилась и удовлетворительно функционировала….
Самую серьезную опасность для ребенка несет не кратковременная реакция матери
на какое-то конкретное событие, а длительное эмоциональное состояние. Если ее
внимание полностью поглощено своим горем или потерей, ее ребенок может пострадать
очень сильно. Но если она не прерывает с ним связи благодаря чувству любви и заботы,
он будет продолжать нормально развиваться".
Томас Верни считает, что привязанность к неродившемуся еще ребенку представляет
самый лучший способ охраны его здоровья. Эта привязанность в дальнейшем будет
определять их будушие отношения. Если взрослый человек может оградить себя от
негативного воздействия чего-либо, то будущий ребенок в стадии зародыша, не может
этого сделать. Вот почему чувства его матери очень глубоко оседают в психике еще
не родившегося младенца. А после рождения они могут о себе дать знать.
Все эти выводы заставляют задуматься над истоками гармоничного или ненормального
развития человека.
На Западе совсем недавно зародилась новая наука - аптономия. Эта наука изучает
эмоциональные и психотактильные контакты. Одним из аспектов аптономии, является
подготовка к родам.
Еще недавно в нашей стране этой проблеме не уделялось существенное внимание,
а курсы по подготовке к родам при обычном роддоме сводились к запугиванию будущей
роженицы. Радует, что сегодня, даже у нас в Украине, появляются альтернативные
курсы, центры по психологической и практической подготовке к родам молодых родителей.
Основная задача такой подготовки - установить еще до рождения связь будущего малыша
с мамой и папой. Уже в утробе малыш узнает своих будущих родителей, отвечает на
их призывы, участвует в общении. Такие малыши в будущем намного общительнее и
спокойнее, они легче налаживают контакты со сверстниками. Сегодня, практикующие
врачи верят в то, что придет день, когда появится возможность оказывать благоприятное
влияние на психическое развитие ребенка в зародышевом состоянии и будет возможность
облегчить страдания малыша, которые были вызваны неприятными событиями в жизни
матери во время беременности и родов.