Что же такое материнство? Как женщина становится матерью?
Сегодня мы попытаемся поэтапно проследить за становлением
матери, которая в самом начале была девочкой. Каждая девочка проходит этапы
в развитии ее собственной потребностно-мотивационной сферы. Как же это происходит?
Материнство - это сложный феномен, имеющий
физиологические и психологические механизмы, эволюционную историю, культурные
и индивидуальные особенности. Все женщины становится матерями по-разному.
Многими психологами изучается это становление уже
несколько лет. Д. Винникотт говорил, что способность матери «быть достаточно
хорошей матерью» формируется на основе ее опыта взаимодействия с собственной
матерью, в игре, во взаимодействии с маленькими детьми в детстве, а также в
процессе собственной беременности и материнства. В Китае существует поговорка,
что девочка не станет хорошей матерью, если не будет любить своего будущего
ребенка с детства.
На основе исследований разных наук, профессором
Г.Г. Филипповой были выделены такие важные этапы как: этап взаимодействия с
собственной матерью, игровой, этап няньчания, этап дифференциации мотивационных
основ материнской и половой сфер, и последний этап, взаимодействия с собственным
ребенком. Давайте подробно рассмотрим их.
Взаимодействие с собственной матерью
Этот этап начинается очень рано, с внутриутробного
развития и продолжается практически всю жизнь женщины. Наиболее значимым является
период младенчества. Именно в возрасте до 1 года формируются базовые основы
личности и отношение к миру. От того, как мама участвовала в эмоциональной жизни
дочери, видела ли девочка удовлетворенность в материнстве у матери, или ей преподносилось
это как неблагодарный труд. Насколько мать и дочь были привязаны друг к другу
в раннем детстве. Положительно ли характеризовался пол девочки и т.д. В этот
период возникает ценность самого себя как ребенка (дети это хорошо, или плохо).
Не стоит забывать, что это касается и заместителей материнской функции: бабушка,
тетя и т.д.
Игровая деятельность
С точки зрения отечественного подхода, важным является
включение содержаний материнства именно в сюжетно-ролевую игру, в которой девочка
принимает на себя роль матери. В игре она проецирует то, что видит и чувствует
по отношению к себе, т.е она будет относиться к игрушке-ребенку, точно так же,
как ее мать относится к ней. Дорогие родители! Обратите внимание, как играют
Ваши девочки, в игре Вы можете увидеть много интересного для понимания чувств
Вашей крохи.
Здесь я хотела бы остановится в выборе кукол для
девочек в возрасте от 3 до 5 лет. Лучшей куклой будет прототип младенца, ребеночка,
но не в коем случае Барби, Синди и всех кукол-женщин. Во-первых, такие куклы
имитируют взрослую женщину и девочка вместо того, чтобы нянчить, обслуживает!
Второе, такие куклы блокируют воображение ребенка. Какие жизненные ориентации
для малышки символизируют собой эти красавицы с женскими формами? Подумайте,
не стоит ли оттянуть знакомство таких кукол к 6 годам.
В игре происходит конкретное упражнение всех операций
материнской сферы поведения. В давние времена кукла, сделанная собственными
руками матери, передавалась дочери. Куклу наряжали к праздникам, вывозили
в гости, на смотринах невесты она служила доказательством готовности девушки
к роли хозяйки и матери. Такая традиция помогает поддержать семейную традицию
модели материнства. Дорогие мамочки, помните, никогда не поздно научить девочку
любить себя и ценить в себе возможность давать жизнь!!!
Этап няньчания
Этот этап имеет достаточно четкие возрастные границы.
Он начинается с 4,5 лет, когда хорошо развита сюжетно-ролевая игра, и заканчивается
к началу полового созревания. Пиком этого периода является возраст от 6 до 10
лет. К этому возрасту уже есть представление о специфике взаимодействия взрослых
с младенцами и его обыгрывание с куклой. Так как именно в этот период дети проявляют
стремление к участию в «настоящей» деятельности взрослых, ведь помимо желания
для этого у них есть уже определенные возможности, именно в этом возрасте в
семье очень желанен братик или сестричка. Таким образом, живой младенец «попадает
точно в цель» относительно всех сторон психического развития старшего ребенка.
Если в Вашей семье возникает вопрос, когда же родить второго, не навредив первому,
ответ прост – когда старшему от 6 до 10.
Если до окончания этапа нянчания опыта взаимодействия
с младенцем не было, то часто возникает страх перед ними, так как подростки,
а тем более взрослые оценивают имеющийся у них опыт как недостаточный для взаимодействия
с маленькими детьми. Наиболее часто возникает страх навредить ребенку неумелым
обращением, некомпетентностью в уходе и т.д. Если контакт был кратковременным,
то страх перед младенцами сохраняется на всю жизнь и постепенно исчезает только
на опыте взаимодействия с собственным ребенком. Эти этапы одинаково влияют,
как на развитие материнства у девочек, так и на развитие отцовства у мальчиков.
Этап различия материнской и половой сферы
Это один из самых значимых этапов в жизни женщины.
В подростковом возрасте интересы смещаются в сторону
интимно-личностного общения со сверстниками и познавательной деятельности, в
сторону полового созревания. Если родители решили родить второго ребенка, обязательно
спросите мнение старшего. Ни в коем случае не заставляйте его нянчиться с младенцем
без его мотивации (желания). Ему уже не до малыша и это нормально. Уважайте
его мнение, желание. В противном случае сформируется отношение к младенцу, как
к обузе и помехе. Задача родителей в этот период стараться полностью утолить
информационный голод девушки. Если родители все время говорят, что секс - это
плохо, нельзя, неприлично, то соответственно и дети - плохо, беременность –
плохо, это же все взаимосвязано. Мама должна раскрыть прелесть материнства,
таинство интимных отношений, волшебство беременности, а девушка сама решит,
когда и с кем ей это делать. На ее решение повлияет ее интеллектуальное, этическое,
моральное воспитание и микроклимат в семье. Одно из самых значимых влияний,
это отношение отца к ее матери!
Уважаемые родители! Не бойтесь обращаться к психологам,
они Вам помогут разобраться в развитии психо-эмоциональной, познавательной и
когнитивной (интеллект) сферах Вашего ребенка.
В следующей статье мы познакомимся с самым важным
и решающим этапом становления материнства это – взаимодействие с собственным
ребенком (беременность, роды и послеродовый период).
Оксана Наумыч, "Центр осознанного родительства"