Где живет Бог?
В жизни современного человека религия уже не играет той главенствующей роли, как в былые времена. И все же понемногу мы обращаемся к идеям добра, основанного на вере, к религиозным традициям (пусть даже лишь на уровне обрядов или религиозных праздников). По «зову предков» или по велению сердца мы хотим верить и стараемся приобщить к этому наших детей. Впрочем, споров о том, стоит ли это делать, также предостаточно. «Это же естественно — следовать той вере, что и бабушка, дедушка, родители», — утверждают одни. «Не стоит забивать ребенку голову высокими материями, — категорично заявляют другие. – Вырастет, сам определится, верить ли и во что именно». Какую позицию занять относительно воспитания детей в вере — личное дело каждого родителя. Но даже приняв решение «за», многие зачастую не знают, как, к примеру, объяснить ребенку, кто такой Бог? Какими словами? Когда?
Что такое религия
«Бабушка говорила, что все на свете создал Бог. А как? Расскажи!» или «По телевизору показывали службу в церкви — там красиво! Мы тоже можем сходить? А Бог живет в церкви?» Многие стараются не касаться довольно непростой темы в разговорах с ребенком — религии. Переживают, что недостаточно компетентны в этом вопросе.
Священнослужители и психологи сходятся во мнении, что начальные знания о Боге (на уровне чувств) у ребенка, как правило, есть с рождения: понимание того, что в мире есть кто-то «главный», что он всех любит, что жизнь бесконечна… Неслучайно именно эти понятия лежат в основе практически всех мировых религий. Избегая обсуждения подобных вопросов, мы лишаем наших детей возможности приобрести важный духовный и культурный опыт. Ведь именно понимание основ религии формирует гармоничную и целостную человеческую личность. Представление об устройстве мироздания дает ребенку чувство безопасности, в котором он нуждается. Психологи утверждают, что малыши очень остро чувствуют неизведанность будущего, бесконечность Вселенной и собственную беззащитность перед ее могуществом. Честный разговор с родителями о том, как они представляют себе устройство мира (конечно, без навязывания собственной позиции), что дает им вера в Бога, толкает малыша на собственные размышления.
Религиозное наследие относится к базовым знаниям, накопленным человечеством за всю его многовековую историю. Это как язык, без знания которого ребенку в дальнейшем не до конца будут понятны памятники архитектуры и произведения искусства. Не давая ребенку «ключей» к пониманию культурного и исторического наследия, мы обрекаем его не только на эстетическую «глухоту», но и на неадекватное восприятие мира, в котором ему предстоит жить, считают искусствоведы.
Объясняем, но не принуждаем
Мнения родителей по поводу того, как и когда говорить с ребенком на темы религии и веры, самые разные.
«Честно говоря, я всегда теряюсь, когда сын заводит подобные разговоры. Со мною в детстве никто не говорил на эту тему, поэтому я просто не знаю, что ему ответить, и подсовываю хорошую книгу о религии — пусть сам просвещается».
«Я считаю, нужно воспитывать не на словах, а на своем примере — поступками, всей жизнью. Если родители живут в вере, то ею на подсознательном уровне проникнется и ребенок».
«Как можно не хотеть поделиться с любимым ребенком самыми важными знаниями о мире? Мы готовы рассказывать им историю древних греков или смысл математических функций, а свои принципиальные убеждения скрываем из ложной стыдливости. Гораздо убедительней объяснить ребенку, «что такое хорошо и что такое плохо» с позиции библейских заповедей, а не просто потому, что «так надо». Но не только в воспитании дело. Как можно верить в спасение и не рассказать об этом ребенку? Это все равно, как если бы мы знали самую безопасную и короткую тропу через темный лес и не поделились этим со своими детьми — пусть сами ищут. Преступно и глупо. Нет, конечно, идти ли им по этой тропе, они сами должны выбирать. Но показать ее мы обязаны».
Негативно сказаться на ребенке может только принуждение в вопросах веры, но не открытый разговор о родительских взглядах на эти вопросы, считают психологи. Если не знаете ответа на какой-то вопрос, честно признайтесь в этом, предложите вместе поискать его: почитать книгу, поразмышлять. Такие совместные рассуждения не только удовлетворяют потребность ребенка в стабильной картине мира, но и укрепляют близость и доверие между всеми членами семьи.
Не стоит бояться «вписать» ребенка в ту систему ценностей (в том числе и религиозных), которые важны для вас. Конечно, это накладывает некоторые ограничения (например, поститься в определенные периоды), но при этом и дает тоже много — ребенок ощущает свою причастность не только к родным, но и к огромному сообществу людей, разделяющих такие же убеждения. И он уже не будет одинок в этом мире.
Кроме того, «подкованный» в родительском доме ребенок вряд ли вступит в подозрительную секту. Ведь в основном туда попадают люди, не нашедшие своего места в жизни, отчаявшиеся, ищущие опору не в себе, а в ком-то или чем-то другом. Оградить своего ребенка от чужого влияния вполне возможно — достаточно быть чуткими, внимательными, любящими родителями. И, конечно, заранее заложить в душе ребенка мощный фундамент веры и нравственных ценностей, которые помогут ему выстоять в самых сложных жизненных ситуациях.
Подбираем слова
«Как рассказать ребенку о Боге? Это ведь так сложно! И поймет ли он все?» — беспокоятся родители. Психологи советуют говорить понятным и доступным языком, например: «У тебя есть папа, у него — свой отец (твой дедушка), а Бог — это наш всеобщий отец, всех людей! И он любит всех их, даже если они шалят. Но нужно стараться не делать этого. Ты ведь не хочешь огорчать того, кто тебя любит?» Или: «Бог в любых обстоятельствах будет любить нас. Где он живет? Везде! Его нельзя увидеть и потрогать, но его можно почувствовать. Как ветер: он дует, воздух шевелится, но мы ведь не видим его. Так и Дух Божий — мы его не видим, но чувствуем». Такое объяснение будет понятно любому ребенку.
Важно, чтобы абстрактность религиозных понятий (а ведь все они абстрактны — их можно представить, но нельзя потрогать) взрослые объясняли, опираясь на опыт обыденной жизни ребенка. Тогда даже самые сложные вещи будут понятны малышу. Кстати, и священники, и психологи советуют акцентировать внимание ребенка именно на любящей «функции» Бога, подчеркивая его терпение и всепрощение, а не превращать его в подобие милиционера, которым можно пугать непослушного ребенка.
Еще один важный момент — выбрать подходящее время для разговора. Лучше всего, если это произойдет «с подачи» ребенка, задавшего наводящий вопрос, но инициатива может исходить и от родителей. Конечно, если малыш в эту минуту хочет смотреть мультики или играть, от разговора вряд ли будет толк. Случается, что именно родители не готовы к разговору, и вопрос ребенка ставит их в тупик: «Это правда, что люди могут жить вечно?» Без подготовки порой ответить трудно, но и отложенный разговор на эту тему обязательно должен состояться!
А как узнать, усвоил ли ребенок «урок»? Не стоит тут же проводить «проверку пройденного». Если малыш все понял, вы обязательно это поймете. Задумался о том, правильно ли он поступил (не подрался, а мог бы), стал добрее, взрослее, смелее — все говорит о том, что духовное развитие вашего малыша идет в нужном направлении.
Находим время
Кто-то считает, что говорить с ребенком о Боге можно начинать с младенчества. Конечно, в этом случае это будет не разговор, а приобщение к религиозным ценностям через слушанье молитвы или разглядывание крестика, детской Библии с картинками и т.д. Другие советуют подождать до «сознательного» пятилетнего возраста — в это время ребенок очень отзывчив и чувствителен к «высоким» идеям, он может легко понять и принять саму мысль о существовании Бога: именно сейчас ему так нужен «большой», всемогущий защитник!.. Интерес малыша к религиозной теме на этом этапе носит предметный характер: «Кто такой Бог? И что он значит для меня лично?» Ребенок, как правило, уже понимает, что есть хорошо, а что — не очень, более-менее знаком с понятиями жизни и смерти: вот родился братик (откуда он взялся?), в соседнем подъезде умерла бабушка (куда она ушла?). Правильно ответить на подобные вопросы сложно, не затрагивая при этом понятия веры, религии, Бога.
Для малыша естественно желание копировать родителей, во всем подражать им — это способствует тому, что он легко усваивает религиозные традиции (празднование Рождества или Пасхи, воскресные походы в церковь и т.д.). Природное любопытство, желание узнать новое также можно направить в нужное русло: читать не только сказки, но и повествования о жизни Христа, истории из Ветхого и Нового Заветов (их непременно нужно разъяснять — даже взрослому бывает не все понятно). Часто именно дошкольники просят научить их молиться (этим недавно озадачил меня пятилетний сын). Однако очень важно при этом, чтобы ребенок не просто механически повторял слова молитвы, а понимал смысл того, что он говорит. И смысл самой молитвы как понятия — как разговора с Богом, в котором мы высказываем свои просьбы, огорчения, надежды. Как правило, желание помолиться у человека возникает, когда необходимо покровительство, помощь, совет. В жизни любой семьи всегда найдутся простые житейские поводы для молитвы: что-то не ладится, не получается так, как хотелось бы… И действовать в этой ситуации можно по-разному: выяснять отношения, искать виноватого или... просто помолиться. В общем, в этом случае, как и во многих других, все начинается с семьи.
Приобщить ребенка к духовным ценностям можно и в более зрелом возрасте, когда он уже способен не просто поверить в существование неосязаемых и незримых абстракций (Бог, Святой Дух и т.д.), но и вообразить их, когда духовное содержание религии он будет осознавать в полной мере, как взрослый.
Митрополит Сурожский Антоний:
«Надо передавать детям Живого Бога — не устав, не какие-то формальные знания, а тот огонь, который Христос принес на землю, чтобы каждый верующий стал неопалимой купиной — горел, был светом, теплом и откровением для других людей. Живого Бога можно передать только примером своей жизни».
Журнал "Мир семьи", июль - август 2008