Страхи у новорожденных
Филь Татьяна Александровна
Как известно, дети часто боятся. Они могут бояться темноты, собак; боятся оставаться одни, либо наоборот, боятся коллектива. Как же помочь своему малышу перебороть страхи?
Природа страха. Давайте для начала разберемся: что же это такое - страх, и для чего он нам нужен. Страх - это защитный механизм, присущий любому живому организму. Он возникает в процессе взаимодействия с чем-нибудь новым, незнакомым. Так же страх возникает в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию и служит предупреждению организма о предстоящей опасности. Это позволяет сосредоточить внимание на источнике опасности и побуждает искать пути ее избегания.
И так, страх имеет большое значение в жизни человека. А потому при работе со страхами следует направлять усилия не на избавление от страха, а на умение владеть собой при его наличии (адекватно реагировать).
Страхи у новорожденного. Новорожденный ребенок привыкает к той обстановке, в которой он оказался после своего рождения. Изначально он чувствует себя спокойно. И вдруг Вы начали замечать, как Ваш ребеночек вздрагивает, плачет - чего-то пугается. Как же определить источник его страхa?
Попытайтесь взглянуть на мир его глазами, послушать мир его ушами и ощутить мир так, как ощущает его младенец.
Что Вы видите? Вы видите вокруг себя набор функционально значимых предметов. Вот кроватка, книжная полка, пеленальный столик с набором необходимых для пеленания предметов. Все нормально и спокойно. А что же видит Ваш малыш? Каждый из этих предметов для него - что-то новое, неизвестное, а потому может являться источником опасности и вызывать страх. Чтобы эта схема не работала, новорожденному нужно как-то определить для себя эти новые предметы. Помогите ему в этом. Попытайтесь определить, какие из предметов вызывают настороженность у ребенка. Возьмите их в руки, дайте прикоснуться к ним малышу, дайте попробовать их на вкус (если у ребенка возникнет такое желание). Помогите ему познакомиться с этими предметами в спокойной обстановке. Все! Предмет знаком. Ребенок определил его для себя как "хороший" или как "плохой", теперь он не "страшный".
Что Вы слышите? Вы слышите различные источники звуков: радио, своего ребенка, голос мужа, себя, шаги в соседней квартире, шум на улице. Но есть еще звуки, на которые Вы не обращаете внимания. Для Вас они являются фоновыми, привычными. Это звук холодильника, лампочки, лифта. Но для новорожденного эти звуки являются новыми. Может, они таят в себе опасность? Он прислушивается, и если слышит резкие изменения в звуковом ряде, то может пугаться. Постарайтесь определить звуковое наполнение, которое было в момент испуга новорожденного, и дальше следуйте по такой схеме. К примеру, ребенок вздрогнул и заплакал в момент включения холодильника. Нужно взять его на руки. При этом важно, чтобы Вы находились в спокойном эмоциональном состоянии. Ваш малыш верит в Вас и Ваше бесстрашие. Он верит, что рядом с Вами ничего не может произойти плохого. Если мама спокойна, то спокоен и ребенок. Подойдите к источнику пугающего звука (холодильнику). Держа ребенка на руках, говорите с ним, играйте. Дождитесь следующего включения холодильника, потрогайте его, дайте потрогать ребенку. Скажите, что это холодильник, в нем хранятся продукты; что это полезная и нужная вещь. При этом очень важно, чтобы ребенок понял, что Вы абсолютно не боитесь.
Ощущения. А какая разница в ощущениях взрослого человека, и человека, только что родившегося? У нас, взрослых, есть богатый жизненный опыт. Он дает нам возможность предполагать, каким по ощущениям должен быть любой новый предмет или предлагать выбор: этот предмет может быть мягким или колючим, гладким или твердым, холодным или горячим. А что же младенец? У него нет подобного опыта, и все с чем он сталкивается впервые - для него ново. Он не ожидает чего-то определенного, а собирает информацию. Что же может его пугать? В первую очередь, это резкая смена ощущений. Ребеночек прикасается к мягкому одеялу щекой, поворачивает головку и резко прикасается второй щекой к твердому бортику кроватки. Он не готов к получению нового, резко отличающегося от предыдущего ощущения. Малыш может испугаться. Так же его может испугать что-нибудь контрастно холодное или горячее. Как же быть маме. Проследите за тем, чтобы в ближнем окружении ребенка не было предметов, вызывающих противоречивых ощущений. При знакомстве ребенка с новыми предметами, готовьте его к новым ощущениям. Говорите ему: "Это плюшевый мишка, он мягкий и добрый, его можно трогать, гладить, касаться его щекой. А это металлическая мисочка. Она гладкая и холодная" и т. д. Так же ребенок может испугаться новых резких запахов.
Страх перед посторонними. Считается, что нельзя показывать новорожденного посторонним до 1-го месяца - могут сглазить. И, действительно, практика показывает, что очень часто после общения с посторонними людьми, новорожденный становится плаксивым, беспокойным. Начинает дергаться во сне, всхлипывать, плакать без причины. Давайте разберемся, в сглазе ли тут дело. Ведь первые люди, с которыми познакомился в нашем мире ребенок - это не только мама и папа. Это так же и врачи и другой персонал роддома, в котором малыш появился на свет. При этом он не проявлял никаких признаков беспокойства. Но вот он попал домой, пришли родственники и друзья, и что-то с ребенком случилось. Проведите эксперимент. Лягте на пол или на стулья. А вокруг Вас пусть встанут Ваши знакомые и родственники, наклоняться и начнут Вами восхищаться. Минимальное, что Вы почувствуете при таком расположении себя и окружающих - тревожность и напряженность, которые могут перерасти в достаточно ощутимый страх. При этом следует учитывать, что окружающие Вас люди Вам знакомы и Вы одинаковы по размерам. А для новорожденного это неизвестные люди, которые воспринимаются им как гиганты (вспомните, как Вы воспринимали взрослых в детстве, какими они казались большими). Не удивительно, что малыш пугается. Подойдите к этому вопросу по-другому. Не забывайте, что главное действующее лицо на этом празднике - празднике рождения - Ваш малыш. И, в первую очередь, учитывайте его интересы. Если ребенок хочет спать - дайте ему возможность спокойно поспать, если он хочет есть - покормите его. Знакомьте не гостей с ребенком, а ребенка с гостями. При этом держите его у себя на руках. Не давайте подержать его всем остальным. Только рядом с мамой он будет чувствовать себя в безопасности. Будьте при знакомстве жизнерадостны и спокойны. Если мама испытывает боязнь перед знакомством ребенка с другими людьми, то скорее это негативное эмоциональное переживание передастся ребенку в виде необоснованного страха, чем возникнет страх посторонних как таковой.
Уделяйте больше внимания своим деткам, прислушивайтесь к ним, следите за их реакцией на все новое! Больше объясняйте им, делитесь с ними своим многолетним опытом! Учите детей адекватно реагировать на свои страхи - тогда они будут природными, помогающими разобраться в нашем разнообразном мире и не перерастут в панический или неуправляемый страх.
О страхах в раннем детском возрасте читайте в следующей статье.