5. Детская фантазия - пространство для терапии
Шеховцов Василий Семенович
Наблюдаются черты сходства между внутренними мирами людей, находящихся
в общей возрастной категории. Как правило, это сходные фантастические миры с
нереально организованными ландшафтами и элементами архитектуры, сказочными
персонажами и атрибутами волшебства, с превращениями и перемещениями. Это миры
детского воображения и детских сказок, где обязательно есть что-то страшное.
Однако найти и победить это "страшное" мы обязаны средствами воображения
данного конкретного индивида - ребенка или взрослого. В этих мирах есть
временные треки и скважины концентрированного опыта. Там есть превращения,
которыми можно пользоваться и свои индивидуальные нормы морали. Там есть
зеркала и зазеркалья. А с приходом на книжные полки и в кинематограф персонажей
альтернативной истории, соответственно Джидай и гоблины, Гендальф и Гарри
Поттер, Рембо и покемоны, эльфы и Терминатор, принцы Амбера и Дворы Хаоса.
Во время летних каникул к нам самостоятельно обратился подросток 14 лет с
просьбой, сформулированной следующим образом: "Я не могу понять, почему такое
происходит, но я периодически очень сильно боюсь воды". Беседа показала, что
вода в самых разных проявлениях внушает ему чувство страха. При этом, хотя он
может подолгу плавать в реке или море, неприятные ощущения сохраняются.
В качестве терапевтического примера был выбран стакан с водой. Ребенку
было предложено представить стакан, стоящий на столе. Эмоцию страха вызвал не
стакан, а сама вода. Он рассказывает, что видит воду, похожую на ртуть -
сверкающую и серебрящуюся.
Дальнейшие действия инициированы только терапевтом. Ребенок в своем
воображении наклоняется над стаканом и протягивает руку к воде. Погрузив туда
пальцы, он погружается в жидкость весь и переносится в пустое темное
пространство. По истечении нескольких минут он ощущает, что в этой темноте он
оказался не один. Мальчик видит себя стоящим, а напротив него в подвешенном
состоянии находится источник страха. Он медленно подходит к источнику и
ощупывает его. Страх оказывается вызванным круглым предметом примерно 50 см в
диаметре. После включения локального освещения становится ясно, что этим
предметом является голубой воздушный шар, который при ярком освещении
превращается в уличный фонарь, наблюдаемый ребенком из кухни своей квартиры.
Лейтмотивом этого зрелища выступает чувство одиночества (мама ушла на работу и
оставила его одного). Ребенок обходит всю квартиру и убеждается, что там никого
страшного нет. Возвратившись на кухню, он обнаруживает, что уличного фонаря не
стало.
После этого он возвращается к голубому шарику, берет его в руки и чувствует
прилив радостного настроения. С этим шариком он перемещается на солнечный берег
моря, куда собираются его действительные друзья. Побыв с друзьями на море и
ощутив дружелюбность воды, ребенок возвращается в комнату, где его ожидает
стакан воды, и видит, что вода приобрела голубой цвет и вызывает приятные
чувства.
Контрольные опросы в течение месяца показали, что чувство страха больше не
появлялось ни во время отдыха на водоеме, ни в обиходе.
Путешествия в мир детской фантазии занимают от одного до полутора
часов времени (на большее человеческое внимание не рассчитано) и позволяют
максимально быстро проникнуть в центр травмирующей ситуации и прожить ее с иным
исходом, минуя рассудок и сознательную критику.
Обычно ребенок, пережив однажды стрессовую ситуацию, становится
уязвимым перед ней и в дальнейшем. Поэтому чрезвычайно важно, обнаружив
психологическую травму, найти подобные ей в более раннем и более позднем
возрасте и правильно определить последовательность их переживания. Качественной
считается такая психологическая терапия, которая приводит к полному равнодушию
человека к значимому ранее негативному событию.
К нам на прием обратился водитель 48 лет с жалобой на то, что через три
месяца после аварии ему стало страшно жить. Он боялся садиться за руль, боялся
открытых пространств, боялся темноты и т.д. При этом до аварии он был обычным
жизнерадостным семьянином без каких-либо необычных событий в биографии.
Первичная консультация показала, что наш посетитель оказался человеком с
хорошим воображением и по-детски развитой фантазией. Ему не стоило большого
труда по инициативе терапевта вообразить поджидающие его источники опасности в
виде понятных ему злодеев - Змея Горыныча, Бабы Яги, Кощея Бессмертного и
другой нечистой силы. Арсенал воздействия на них также имелся в наличии - это
были волшебные меч, лук и стрелы шапка-невидимка и т.д.
Итогом борьбы Добра со Злом стало то, что человек переборол свои страхи,
запер всю "нечисть" в подвале и наотрез отказался полностью ее уничтожать.
Мы наблюдали за ним в течение полугода. Симптомы присутствия страхов исчезли
после курса терапии и не возвращались. Вместе с тем, этот пример
проиллюстрировал ту мысль, что человек не может жить полностью лишенным
страхов. Он страдает лишь тогда, когда их количество становится избыточным.
СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ: Если ваш ребенок чего-то испугался, помогите ему создать свой
угол и населите его любимыми игрушками. Создайте ему зону положительного
ресурса, где он чувствовал бы себя защищенным. Старайтесь дарить ему куклы
положительных героев. Читайте ему добрые сказки, где Добро побеждает Зло.
Проследите за тем, чтобы он не был свидетелем ссор и других сильных негативных
эмоций. Оградите его от агрессии на телеэкране. Не давайте ему шанса испугаться
еще раз.