1. Модель развития личности
Шеховцов Василий Семенович
Начиная с раннего детства, ребенок формирует свой образ мира, в котором
он выступает центральной действующей фигурой. Вместе с тем, общество неустанно
работает над тем, чтобы ребенок "раздвоил" свой образ мира на две части: ту,
которой он будет пользоваться "для себя" (впоследствии ее назовут внутренним
духовным миром - у кого-то богатым, у кого-то бедным), и ту, которая пригодна
для общения с окружающими людьми. Общеизвестны команды, которыми взрослые
пользуются для расчленения детского сознания на составляющие: "говори внятно,
перестань витать в облаках", "делай как все, ты же среди людей
живешь", "выбрось свои фантазии", "не неси чушь", "спустись на землю", "будь
реалистом", "хватит разговаривать с нами на непонятном языке", "если ты об этом
скажешь, тебя никто не поймет". В зависимости от силы общественного прессинга
детское "Я" либо остается "жить" на "детской части территории сознания" (и
тогда мы видим человека с развитой фантазией), либо переселяется "во взрослую
пристройку" ( и тогда мы общаемся с рационалистом, имеющим свою трактовку
логики).
По ходу развития ребенка происходят процессы "свертывания" целых видов
деятельности в навыки, формируются автоматизмы, перемещаются в подсознание
целые куски опыта. Во время этого естественного процесса в памяти накапливается
и "эмоциональный мусор".
Представьте себе ситуацию, когда 3-х летний ребенок выходил во двор гулять
на 2-3 часа, осваивал часть территории, получал там массу впечатлений -
интересных и неприятных. А потом ходил туда в возрасте 4,5,6,7 и т.д. лет. И с
каждым годом времени на "освоение" пространства двора требовалось все меньше и
меньше. А в 17 лет это время сводится к 2-3 секундам, необходимым для того,
чтобы окинуть все взглядом и оценить обстановку. Но за эти 3 секунды человек в
свернутом виде переживает опыт проникновения в каждый видимый уголок
пространства. И если хотя бы в одном из этих уголков он когда-то ранее
испытывал беспомощность, страх или унижение, он за эти мгновения почувствует
подсознательную тревогу, интенсивность которой зависит от величины пережитой
травмы. Если количество "эмоционального мусора" превышает допустимую норму,
человек постоянно в сходных ситуациях испытывает чувство тревоги.
СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ: В раннем детстве, когда опыт человека еще невелик, влияние
запугивания и угроз особенно сильно, ведь ребенок не может в полной мере
оценить вероятность их осуществления. Поэтому внимательно следите за симптомами
чрезмерного проявления страхов у детей: (сердцебиение, потливость, дрожь,
покраснение, приливы жара или холода, неприятные ощущения в области желудка,
жалобы на ощущение чьего-то присутствия или тревожные сны и т.п.). Любой из них
может послужить достаточным поводом для обращения к психологу или
психотерапевту.