Народное воспитание
«Народная педагогика – исторически сложившийся опыт воспитания и обучения детей, передаваемый от поколения к поколению в устной форме».
Энциклопедический словарь
Когда еще не существовало педагогики, как науки, и не сочиняли умных книжек о «правильном» воспитании и обучении, наши прабабушки в поте лица трудились в поле, доили коров, рожали по семеро детей-погодок… в стогу сена, как бы между делом… И пели им на ночь душевные колыбельные вместо «Телепузиков», поили парным молоком вместо модных йогуртов, шили тряпочных кукол и мастерили деревянные паровозики вместо покупки дорогостоящих пупсов и «развивалок», учили уму-разуму по-своему, по-простому… И люди ведь были добрее, искреннее и здоровее!
Семья: зри в корень
В старину существовал культ семьи – многопоколенной семьи! Чем больше она – тем крепче. Семья - основа всего, корень, из которого растут ствол, ветки, цветы и плоды. Ведь не даром народная мудрость гласит: «Дерево на дерево опирается, а человек на человека». Каждый ребенок знал свою родню чуть ли не до седьмого колена. Считалось, что предки оказывают на потомков сильное влияние, и их нужно почитать. Поэтому старших в семье уважали и слушались беспрекословно. А одинокого и бездетного человека часто сравнивали с бесплодным деревом, называли «перекати-полем», жалели.
Дети – творенья Божьи
Человек неотделим от природы. Его рождение и смерть – такая же закономерность, как смена дня и ночи, времен года – вечный круговорот жизни, поэтому дети считались вернувшимися на землю предками. И имя малышу выбирали в честь кого-нибудь из уважаемых прародителей. Огромным счастьем было «продолжить» себя в детях: чем больше их в семье – тем она счастливее («Без иголок – не дерево, без детей – не семья», «Дети – украшение дома»). Младенец – творение Божье: он чист, безгрешен, как ангел. Но в то же время появление на свет и первые месяцы жизни новорожденного были окутаны таинственностью. Считалось, что нечистая сила может украсть дитя и подменить его «нечистиком». Этим и объясняли врожденные уродства, физические и психические недостатки детей, задержку в развитии. Наибольшую опасность представляли некрещеные дети: наши предки верили, что таких малышей легко могли похитить ведьмы. В случае смерти некрещеного ребенка, он не давал покоя живым, особенно родителям.
Родители – душа и голова
Современные мамы после рождения ребенка стремятся как можно раньше вырваться «в люди». А ведь народная культура была другого мнения: мать и дитя – единое целое, и искусственно разрывать это единство означало наносить вред обоим. Главное предназначение женщины - вынашивание, рождение и воспитание детей. И не зря говорили, что «отец держит один угол хаты, а мать – три»: она полностью отвечала за домашний очаг, детей, внутрисемейные отношения. «Муж в доме – голова, а жена – душа», - гласит народная мудрость.
Отец осуществлял «внешнюю политику» семьи, занимался хозяйственным планированием. Он – глава, непререкаемый авторитет, защитник.
Бабушка – няня и помощница, старшие дети – пример младшим.
Взаимопомощь: на высоте!
Деревенская «улица» в отличие от современной, городской, воспитывала в правильном ключе - наказывая за неблаговидные поступки общественным порицанием. В любой семье очень боялись, чтобы «люди не засмеяли». А если нужна была помощь – собирались всей улицей, а то и всем селом – и помогали. Сгорел дом? Кто-то умер? Грядет свадьба? Соседи соберутся и помогут как материально, так и физически. Если семья закладывала новый дом - обязательно угощала по этому поводу соседей, если заготавливали дрова – определенную часть отдавали сиротам и вдовам. Кстати, сирот всегда брали на воспитание другие семьи.
Развивалки-обучалки
С чего начиналось воспитание? Конечно же, с народного творчества! И первое, с чем осмысленно знакомился ребенок, – голос матери. В маминых колыбельных был заложен глубинный смысл – они выполняли обереговую функцию. Колыбельные, по сути, считались заклинанием! Кроме того, колыбельные прекрасно справлялись со своим прямым назначением – убаюкать малыша.
Чуть позже, когда кроха уже начинал узнавать «своих», понимать речь, его забавляли песенками и стишками-пестушками, в которых малютку называли всевозможными ласковыми именами, хвалили. Их назначение – вызвать у ребенка радостные, бодрые эмоции. А это для благополучного развития крохи очень важно.
За ними следуют стишки-потешки, сопровождающиеся играми с пальчиками, ручками, ножками малыша – вот вам и пресловутые пальчиковые игры, и эмоциональное развитие карапуза, и мелкая моторика – и все это народ знал издавна!
Дальше приходит время веселых прибауток-песенок, которые в игровой форме представляют малышу общую картину мира: рассказывают о быте, хозяйстве, природе. И все в доступной для ребенка форме – образной. Например, как курочка-рябушечка идет на реку за водичкой – цыпляток поить; кисонька-мурысонька едет на мельницу, чтобы испечь прянички; сорока-белобока кашку варит – деток кормит. Все персонажи трудолюбивы, ласковы и заботливы.
Плюс прибаутки, считалки, загадки, поговорки… А уж о значении сказок в жизни малыша написано множество научных трудов.
Вот так наши прапрабабушки и прапрадедушки интуитивно чувствуя или зная от предков особенности детской психологии, сызмала прививали малышам «правильные» качества и стимулировали их развитие – а это уже самое что ни на есть нравственное воспитание с пеленок.
Духовное воспитание
В крестьянской семье детей обязательно крестили. На примере старших малыши учились соблюдать традиции и следовать заповедям Божьим. Детей учили беспрекословно слушаться взрослых, выполнять все их поручения. А вечером нужно было рассказать, что хорошего они сделали за день: помогли старому человеку, подмели двор, сказали кому-то доброе слово…
Считалось, что мать рождает не только тело малютки, но и его душу, поэтому без ее благословения не пахали землю, не засевали поле, не входили в новое жилье, не отправлялись в путь, не женились. Дети называли родителей на «Вы», соблюдая определенную дистанцию.
Трудовое воспитание
«Уже трехлетний мальчуган помогает матери: почистить картофель, подмести пол, отыскать отцовский кушак, собрать в чашку рассыпавшийся горох, выгнать кур с огорода». Это архивная запись о быте крестьян в одной из губерний. С десяти лет все дети уже пасли гусей и коров, с одиннадцати – начиналось обучение верховой езде. Мальчики в этом возрасте учились пахать и плести лапти, а девочки учились рукоделию – пряли, вышивали, шили, ткали. К пятнадцати годам девушка должна была научиться доить корову, грести сено, жать и вязать в снопы рожь, печь хлеб и готовить.
Трудовое воспитание – сердцевина народной педагогики, подтверждение тому сказки и множество пословиц: «Труд – всему отец», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Деревья смотри в пло¬дах, а людей — в делах», «Под лежачий камень вода не течет».
Физическое воспитание и закаливание
В украинских селах был такой обычай: впервые купая малыша, в ванночку клали цветы и травы. Мальчику – любисток (чтобы любили), веточку дуба (чтобы был крепким, как дуб), барвинок (чтобы долго жил), чернобривец (чтобы был чернобровым). Девочке – любисток и ромашку (чтобы любили), калину (чтобы была румяной), веточку вишни (чтобы была красивой). Закаливание (баня с последующим обливанием холодной водой, беганье босиком по росе), подвижные народные игры и хороводы, верховая езда, работа в поле плюс к этому свежий воздух – все это способствовало здоровому физическому развитию малышей.
Наказание & Похвала
В процессе воспитания, как правило, если не действовали методы убеждения или поощрения, применялось физическое наказание: нашкодничал - подзатыльник, плохо вел за столом - ложкой по лбу, совершил серьезный проступок – тогда уж по мягкому месту розгами или ремнем. Это не считалось предосудительным. Мало того, было довольно эффективным методом даже для уже подросших детей.
Практиковались и методы воспитательного воздействия: разъяснение и приучение. Например, рано ложится спать и вставать, быть вежливым.
Не забывали наши прадеды и о похвале, одобрении, поощрении – они малышу просто необходимы! Ведь недаром народная мудрость гласит, что дети и боги любят бывать там, где их хвалят.
***
И пусть наши предки наивно и несколько примитивно воспринимали действительность, зато их принципы – культивирование доброты и любви к людям, почитание старших, трудолюбие, близость к природе – по меньшей мере, вызывают уважение. И нам, всем из себя таким современным и модным, не мешало бы взять их на вооружение. Ведь сегодня, когда все нацелено на улучшение материальных благ, очень не хватает таких простых, но таких важных человеческих ценностей. Есть о чем задуматься…
Екатерина АНИЩЕНКО
Книга «воспитание ребенка в русских традициях» Л.Соколова, А.Некрылова.
Журнал Мир семьи, март 2009