Парадигмы воспитания
Скляренко Элина Олеговна
Педагогика, как наука о воспитании, на текущий момент
имеет в своем арсенале четыре классические парадигмы, на основе которых строится
воспитательный процесс.
Четыре парадигмы воспитания – педагогическая, андрологическая, акмеологическая
и коммуникативная. Каждая из этих парадигм находит свое применение в определенных
условиях.
Педагогическая парадигма
Концепция педагогической парадигмы состоит в том, чтобы
воспитать человека под влиянием принуждения, или как еще говорят – методом “кнута
и пряника”.
Основа воспитания в этой парадигме — власть воспитателя (педагога или родителя)
над воспитанником. Соответственно воспитание имеет характер педагогического
воздействия с целью насаждения ценностей и подавления любых отклонений от этого
процесса.
При этом считается, что воспитуемый не может осознать смысла воспитания, оценить
его необходимость в процессе воспитания, поэтому единственным способом достижения
поставленной задачи является принуждение.
Любой маленький ребенок, личность которого находится в процессе развития и становления,
действительно не способен самостоятельно осознать процесса воспитания. Но развитие
личности должно происходить свободно, без давления извне.
Главное противоречие этой педагогической парадигмы заключается
именно в том, что, воспитывая принуждением, мы говорим о свободе творчества
маленького человека. Следует помнить, что нельзя воспитать свободную личность,
если в процессе воспитания нет свободы!
Преимущества педагогической парадигмы в том, что воспитателю
нет никакой необходимости учитывать индивидуальные особенности своих воспитанников.
Педагогом в таких условиях может стать любой человек, способный тем или иным
способом утвердить свое превосходство.
Что мы получим в результате такого воспитания?
Скорее всего – ограниченную личность, неспособную к творческому мышлению, не
способную отстаивать свою точку зрения и свои взгляды.
Андрологическая парадигма
Концепция андрологической парадигмы состоит в том, чтобы
воспитуемый осозновал весь процесс своего воспитания и умел достигать определенные
цели в жизни.
В данной ситуации, педагог выполняет лишь роль помощника или наставника, который
должен уметь поддержать, подтолкнуть человека на этом пути.
Преимущества этой парадигмы воспитания в том, что воспитатель
и воспитуемый находятся в равных положениях.
Сторонники такого подхода убеждены, что каждый ребенок от рождения
добр и талантлив и надо лишь деликатно помочь ему развить эти ценные качества,
ни в коем случае не насилуя его природу. В процессе становления личности роли
воспитателя и воспитанника равноправны, и их отношения носят характер диалога
и взаимодействия.
Главное противоречие Андрологической парадигмы в том, что для формирования какой-либо
цели, необходимо как минимум сформировать воспитуемому пространство выбора цели.
А для того, чтобы совершить выбор, следует представить все то, из чего приходится
выбирать. Но представить это можно только уже либо в процессе, либо после окончания
процесса воспитания. Конечно же, требования к педагогу в этом случае возрастают,
потому что будет необходим учет индивидуальных особенностей студентов, понимание
того, что каждый их них будет использовать (или не использовать) преподаваемые
знания и умения по-своему. И далеко не каждый воспитатель способен быть педагогом
в данном качестве.
Акмеологическая парадигма
Концепция акмеологической парадигмы состоит в том, чтобы
в процессе воспитания человеку можно было бы предоставить максимальную помощь
в раскрытии его индивидуальных и творческих возможностей.
Преимущества такого подхода в том, что он имеет ярко
выраженную творческую направленность, находит применение в гуманитарных сферах,
различных художественных и других школах и студиях.
В отношении к воспитуемому проявляется максимальная индивидуальность, а от преподавателя,
в данном случае, требуется быть Личностью с большой буквы. Необходимо иметь
не только специальную, но и психологическую подготовку, хорошее знание людей.
Коммуникативная парадигма
Концепция коммуникативной парадигмы предусматривает
общение и взаимное совершенствование всех воспитуемых в одной группе, в одной
предметной области, примерно одинаковых по уровню развития.
В результате их тесного общения происходит обмен информацией, знаниями и умениями,
совершенствование людей.
Например, коммуникативная парадигма лежит в основе различных групповых психологических
тренингов.
Очень важно, чтобы воспитатель, кроме общих знаний, был еще и коммуникабельным,
гибким и корректным в общении. Для достижения цели данной воспитательной парадигмы
необходимо, чтобы все участники такого воспитательного процесса были заинтересованы
в нем.
Как это ни странно звучит, но на протяжении многих веков педагогика
была если не исключительно, то преимущественно авторитарной.
Однако воспитанники ее парадигм вырастали очень разными — не только послушными,
но и яркими, творческими и высоконравственными личностями.
Что изменилось сегодня? Существует ли альтернатива классическим
парадигмам воспитания?
В качестве альтернативы, сегодня провозглашается гуманистическая
педагогика. Она рассматривает становление личности в контексте творческого взаимодействия
поколений. Ее девиз — всемерное уважение между воспитателем и учеником, всяческое
поощрение естественности, индивидуальности при минимуме руководства и давления.
Теория эта не нова, но осуществляется сравнительно недавно. Впрочем, некоторые
результаты этого эксперимента уже вполне очевидны и позволяют, говоря научным
языком, оценить достоверность гипотезы.
Так вот, эти результаты если и не так уж плачевны, то по крайней мере заставляют
отказаться от умиления. Оказалось, что исключение из педагогической практики
таких понятий, как - “авторитет”, “дисциплина”, “послушание” - привело к легко
предсказуемому результату — размыванию всех и всяческих авторитетов, утрате
дисциплины и тотальному непослушанию. Оказалось, что понятия “спонтанность”
и “ответственность” так плохо совместимы, что приоритет одного приводит к утрате
другого.
Воспитание маленького человека начинается еще в утробе матери.
На этом этапе воспитания ребенок просто не может быть равноправным участником
процесса. Воспитание на этом этапе может рассматриваться не иначе, как воздействие
старшего на ребенка. Но по ходу развития (по крайней мере, в идеале) процесс
постепенно приобретает взаимонаправленную форму, поначалу резко асимметричную.
Равноправным участником взаимодействия человек становится лишь по достижении
зрелости. Задача старших чувствовать темп этого поступательного процесса и не
пытаться его затормозить или ускорить. И уж в любом случае не пускать на самотек.
Таким образом, на ранних этапах развития ребенка некоторые элементы авторитарности
в его воспитании полезны и даже необходимы
Так стоит ли отказываться от классических парадигм воспитания?
Возможно, поиск необходимо вести на пути совмещения основных парадигм воспитания
и отказа от тех изъянов, которые есть в любом подходе. Ибо рациональное зерно
содержится в каждой парадигме, а извращения начинаются там, где положительные
моменты того или иного подхода чрезмерно переоцениваются. Нельзя также недооценивать
и полностью игнорировать альтернативные подходы.
По материалам книг:
Леви В. Нестандартный ребенок. – С. Петербург, изд. “Питер”, 1993.
Леви В. Искусство быть другим. – С. Петербург, изд. “Питер”, 1993.
Иванов С.И. Где ваш дом, дети? - Л.: Лениздат, 1990.-271 c.
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л., 1968.
Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения. - М., 1986