Что такое воспитание?
Скляренко Элина Олеговна
“Рождая в мир человека, нужно, подобно художнику, с первых
дней его жизни воплощать его неповторимое Лицо”
К.С. Станиславский
Любой человек подвергается процессу воспитания с самого рождения
и до самой смерти. Вначале, процесс воспитания, осуществляется родителями ребенка,
чуть позже и коллективом, в который попадает малыш. Ребенок взрослеет, он учится
жить в обществе. Общество со своей стороны оказывает достаточно сильное влияние
на формирование личности ребенка.
Так как же в процессе воспитания происходит формирование определенных отношений
человека с окружающим его обществом? Что же собственно является результатом
воспитания? В чем смысл воспитания ребенка?
Воспитание - это целенаправленное развитие каждого растущего
человека как неповторимой человеческой индивидуальности и личности.
В процессе воспитания каждый родитель должен стремиться развить в своем ребенке
ту неповторимость, которая будет выделять его среди окружающих. Вот тогда это
будет личность.
Каждый воспитатель должен стремиться развивать и совершенствовать нравственные
и творческие силы этого маленького человечка.
Можно с уверенностью сказать, что понятие “Воспитывать” - это, значит, развивать
субъективный внутренний мир человека.
Воспитание основывается, с одной стороны, на том нравственном образце, или идеале,
который воплощает требования общества к растущему человеку, а с другой стороны,
преследует цель максимального развития индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Вот при таких условиях уже можно утверждать, что, результатом является личность.
И такая личность гармонично вольется в общество.
Исторически сформировавшаяся система воспитания обеспечивает
присвоение детям определенного круга способностей, нравственных норм и духовных
ориентиров, соответствующих требованиям конкретного общества. И если данному
обществу требуется формирование у детей нового круга способностей и потребностей,
то для этого необходимо преобразование системы воспитания, способной организовывать
эффективное функционирование новых форм воспроизводящей деятельности.
Каждый педагог-воспитатель может и обязан помочь растущему человечку пройти
этот - всегда уникальный и самостоятельный - путь морально-нравственного и социального
развития. Это тяжело, потому что воспитание – это не подгонка под стандарт общества,
и не приспособление под формы окружающей действительности. Это, прежде всего,
ориентация детей на определенные ценности общества, самовоспитание и ответственность
за свои поступки, развитие самостоятельности в решении сложных нравственных
проблем.
Можно описать воспитание как “процесс систематического и целенаправленного воздействия
на духовное и физическое развитие детей в целях подготовки их к производственной,
общественной и культурной деятельности.
Стоит разделить два различных понятия в процессе воспитания
– воспитание как процесс и воспитание как результат.
Часто сравнивают хорошо и плохо воспитанных людей и считают, что вторые получили
плохое образование или воспитание, подразумевая под этим уже суммарный результат
самого процесса воспитания.
Это немного не верно, потому что в воспитании решающее значение имеет не достигаемая
цель, а способ ее достижения.
Основой воспитания является изначальная, врожденная
потребность ребенка в другом человеке. Ее удовлетворение происходит путем восприятия
специфической информации, источником которой является этот человек, а носителем
- голос, мимика, жесты, взгляд, расстояние в процессе общения, внешний облик
и пр. Во всем этом, так или иначе, заключено отношение взрослого к самому ребенку,
к другим людям и предметам, окружающим его, а, следовательно, заключена и их
оценка. Воспринимая положительное или отрицательное отношение взрослого, ребенок
испытывает аналогичное характеру этой оценки состояние – положительное или отрицательное.
В процессе восприятия эмоций взрослого человека, ребенок постепенно учится оценивать
ситуации самостоятельно и действовать определенным образом.
Воспитание ребенка должно строится с учетом ряда важных
требований
Во-первых, взрослые должны быть эмоциональны в присутствии
ребенка, ясно и четко выражать свои эмоции и отношение ко всему, что может быть
объектом его восприятия. Это очень необходимо для формирования его собственной
системы оценок окружающего.
Во-вторых, взрослые должны быть максимально ласковы
с ребенком, так как это оказывает стимулирующее воздействие на его психическое
развитие, способствует формированию уверенности в себе, переживания защищенности.
В-третьих, требования взрослых к ребенку должны быть
постоянными и строиться с учетом реальных его возможностей – это необходимо
для формирования воли и других важных качеств.
В-четвертых, следует давать ребенку возможность накапливать
опыт оценки собственных действий: даже, если он действует неверно, по мере возможности,
следует дать ему завершить задуманное и помочь оценить действие и его результат
в целом, а не одергивать по ходу дела, так как в этом случае он не накапливает
достаточно опыта и самооценки.
Еще одна важная задача воспитания растущих людей - это
формирование у них учебно-познавательных интересов. Полноценное воспитание предполагает
развитие у детей познавательной потребности, которая направлена не только на
содержание школьных учебных предметов, но и на всю окружающую их действительность.
Каждый ребенок должен на своем личном опыте убедиться, что окружающий мир познаваем,
что человек, т.е. он сам, может открывать законы, управляющие окружающим миром,
предсказывать события и проверять, произойдут ли они на самом деле, находить
единую скрытую основу, казалось бы разнородных явлений. Эта радость познания,
радость собственного творчества превращает первоначальное любопытство в любознательность,
присущую ребенку, делает ее более устойчивой. Любознательность потом конкретизируется,
сосредотачиваясь на той или иной области действительности, т.е. начинает относиться
к тому или иному учебному предмету (естественно-научному, гуманитарному и т.д.).
Да, мы знаем, что человек подвергается воспитанию с самого
рождения и практически до самой смерти. Но сила этого воспитательного воздействия,
естественно, изменяется в зависимости от возраста, социального положения, статуса
и так далее. Любая система воспитания должна строиться с учетом возрастных особенностей,
но она должна обязательно ориентироваться на "завтрашний день" развития детей,
на результат того, что мы хотим получить.
По материалам книг:
Леви В. Нестандартный ребенок – С. Петербург, изд. “Питер”, 1993.
Леви В. Искусство быть другим. – С. Петербург, изд. “Питер”, 1993.
Иванов С.И. Где ваш дом, дети?..- Л.: Лениздат, 1990.-271 c.
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л., 1968.
Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения. - М., 1986