Популярное

Водород против старения, болезней и смерти!

Открытие доктора Волкова - это водородная бомба, которая взорвется в каждом человеке, обновив все человечество.

Один из самых важных вопросов человечества - проблема здорового долголетия. Никто из нас не хочет болеть. От болезней пытаются избавляться по-разному. Лечебным голоданием и травами, физическими упражнениями, йогой и медитациями. Могучий клан врачей-фармакологов ищет "таблетку от тысячи болезней".

Скачать книгу Волкова

Скачать книгу Волкова-2

Женский уголок

Гомеопатия для женщин: подобное лечится подобным Биоэнергетика деревьев Гидротерапия на дому Драгоценные камни - целебные украшения «Женские» лекарственные травы Светотерапия - способ улучшить настроение Фитотерапия для женщин Цветотерапия для женщин Цветочные эликсиры для женщин

Партнеры



Мальчишеская дружба

«Мой лучший друг? Конечно, бабушка! Или… нет, дядя Сережа, он лучше всех играет на компьютере!» — без запинки отвечает пятилетний сын. «Я так говорил?» — удивляется Андрюша спустя пару лет. Нет, бабушку мы любим по-прежнему, но разве может она конкурировать с «настоящими друзьями» — например, с Мишей или Никитой из 2-Б класса?

Дружба школьная
Мальчишеская дружба — удивительная, противоречивая, необходимая… Наверное, в ней уже можно отыскать ростки той самой «мужской» — легендарной, полусвященной, в которой есть свой кодекс чести, свои жизненные понятия, нарушить которые все равно что себя потерять.

Действительно, нередко дружба, возникшая в начальной школе, сопровождает человека всю жизнь. И поэтому требует нашего внимания, уважения и понимания.

Психологи заметили, что три четверти социальных (межличностных) контактов, которые устанавливают младшие школьники, связаны со сверстниками того же пола: девочки дружат с девочками, мальчики с мальчиками (например, только 3 % опрошенных мальчиков выбирают в лучшие друзья девочек). С возрастом эта исключительность становится еще более выраженной (вплоть до периода юношества).
Очевидно, различия между «девчачьей» и «мальчиковой» дружбой в школьном возрасте вполне ощутимы.
Чем же особенна мальчишечья дружба?

Дети в этом возрасте предпочитают «кучковаться», и мальчишеская компания будет более шумной и активной. Возня и совместные силовые игры приносят ребятам большое эмоциональное удовлетворение, а собственный успех в ней гораздо важнее для мальчика, чем личные симпатии к другим участникам игры. В этом возрасте дружеские отношения реализуются именно в игре). Для 7–8-летних детей друг — это прежде всего партнер по играм. Со временем будет развиваться собственно личностный компонент дружбы, а игра станет только фоном развития этих отношений, но пока все наоборот. Поэтому в младшем школьном возрасте «сила дружбы» измеряется количеством времени, проведенного вместе с другом.

Возросший авторитет друзей, важность их мнения, которые чаще важнее того, что говорят родители, тоже одна из «примет» мальчишеской дружбы в этот период.

Андрюша уже полгода ходит на каратэ, и вдруг…
- Мама, я хочу записаться еще в секцию борьбы в школе.
- А как называется эта борьба?
- Не знаю, но туда уже ходят Никита, Данила и Миша.
И мы, разумеется, записались на эту загадочную борьбу (самбо, как оказалось), хотя при таком графике получалось, что у ребенка каждый день — полуторачасовая тренировка (как у профессиональных спортсменов). Закончилось все довольно неожиданно — через три месяца:
- Мама, «отпиши» меня от борьбы, пожалуйста.
- А, устал? (поучительно? назидательно?)
- Нет, просто туда уже не ходит никто из моих друзей. А на футбол меня запишешь? Никита уже записался…

Противоречивость «мужской» дружбы школьного периода порой сбивает с толку родителей: вчера они были «не разлей вода», сегодня — «Я с ним не дружу, он мой враг!». Вполне вероятно, что поссорились они из-за какой-то чепухи: «Он прыгнул дальше, чем я!» (на физкультуре), «Он разрисовал мне тетрадку, и учительница сердилась на меня!» и прочее. Но долго выдержать «ссору» маленький школьник не может, и вот уже на следующий день: «Можно Миша придет ко мне в гости поиграть?» Впрочем, ничего удивительного в таких «переменных» отношениях нет — это одна из возрастных особенностей младших школьников: по результатам социологических опросов, даже у 11-летних детей только в 50 % случаев лучший друг оставался тем же, что и две недели назад.

Другие особенности мальчишеской дружбы уже не кажутся смешными, даже настораживают. Почему если лидерство — то абсолютное, а «слабых» дразнят и обижают? Почему такое острое соперничество? Почему каждый второй ужасный хвастун? Почему они дерутся, ведь они друзья? Действительно, почему?

Психологи объясняют это так: мальчишеская компания — это отголосок первобытного «мужского союза», в котором царили «суровые нравы». В древности, только объединив свои силы, мужчины могли выжить и победить (например, на охоте). И было очень важно, чтобы этим «содружеством» управлял самый сильный и умный. Конечно, в современном обществе уже нет такого социального института. Но для мальчиков по-прежнему очень важен сам факт принадлежности к своему кругу, своей компании. Только в таких условиях они получают подтверждение своей мужественности, только так формируется мужской характер. Мальчика воспитывает и сама структура группы (в центре внимания личные, «боевые» качества, главная задача — самоутверждение, пусть и «благодаря» отчаянному хвастовству), и «мужские» игры («войнушки», спортивные, приключенческие) — в них обязательно присутствует конфликтное и соревновательное начало. Таким образом, мальчишки учатся и драться с противником, и «сотрудничать» с ним, в игре осваиваются первые навыки лидера и организатора — получается настоящая «школа жизни». Кстати, порой мальчишеские компании служат своеобразной «оппозицией»... «женскому командирству»: дело в том, что девочки младшего школьного возраста, как правило, более активны, старательны и ответственны, чем мальчики, а хочется ведь доказать, что и «мы не хуже».

Иногда нам совершенно непонятно, «что он нашел в этом Максиме?» или «почему он пришел с «фонарем» под глазом от лучшего друга?», но очевидно, что без всех этих разнообразных «дружб» ребенку никак не обойтись, ведь именно общение со сверстниками формирует социальное и интеллектуальное развитие маленького школьника. Ребенок, не прошедший «школы» общения со сверстниками, как бы выпадает из детской культурной среды с ее неписаными законами и правилами. А социальная некомпетентность может обернуться серьезными расстройствами психики. Количество друзей, необходимое каждому ребенку, зависит от его темперамента, степени общительности и… возраста: сначала друзья — это все его школьные товарищи и приятели со двора, позже круг сужается. В любом случае, настоящих друзей не бывает очень много — как говорится, «лучше меньше, да лучше».

Дружба братская
Это еще одна разновидность «мужской» дружбы. Что это — дружба «поневоле» или самая крепкая, искренняя привязанность? Братья всегда вместе, у них одни и те же родители, гены, прошлое, иногда одна и та же кровать, общая одежда. «Отношения между близкими людьми самые сложные: тут и нежные чувства («Я люблю тебя, ты — часть меня самого»), и ненависть («Я тебя не выношу»)», — заметил психолог А. Фабер, автор книги «Братство без соперничества».

- Ты говорила, что мы будем вместе играть, а он ничего не умеет, только кричит, —разочарованно говорит трехлетний сын, рассматривая новорожденного братца.
- Заберите этого Тему, он мешает мне домик строить! — рассерженно зовет Андрюша через год, когда подросший малыш (любопытство и никаких угрызений совести!) крушит все, что соорудит старший брат.
Пару лет спустя: постоянные «дразнилки», порой — драки… И тем не менее на вопрос: «Кто твой лучший друг?» каждый, не сговариваясь, отвечает: «Братик!»

Психологи утверждают, что конфликты между братьями неизбежное явление — это как детские инфекции, редко кому удалось их избежать. Корни соперничества братьев, как правило, «прячутся» в самом раннем детстве, когда малыши «сражаются» за любовь папы и мамы. Даже если родители стараются очень внимательно относиться к чувствам детей и никого не выделять — гарантии, что братья не станут соперничать, нет.

Теме пять — отчаянно хочется быть взрослым, сильным, умным!.. Но как? Ведь у старшего брата, конечно же, все получается значительно лучше: и на роликах он быстро катается, и с конструктором разберется в два счета, а еще (тут Тема завидует не шутя) — он умеет завязывать шнурки! Если Теме что-то не нравится — сразу в рев (это у него хорошо получается, громко). А брат нет, чтобы пожалеть, дразнится:
- Ты ревешь, как девчонка! Я всегда буду старше тебя — на три года. Даже если ты вырастешь большой.

И все же, как бы ни были братья далеки друг от друга по жизненному опыту или психологически, между ними существует сильная связь — особый вид эмоционального тяготения. Психологи утверждают, что даже те отношения, которые начинались с драк, ссор и взаимных упреков, впоследствии перерастают в крепкую дружбу. В дошкольном и младшем школьном возрасте дети могут часто обижаться друг на друга, но со временем число конфликтов снижается — это происходит по мере того, как дети растут, обзаводятся друзьями «на стороне», находят любимые занятия. Как правило, по-настоящему дружить братья начинают в старшем подростковом или даже юношеском возрасте. «Братская любовь — это любовь между равными», — заметил Эрик Фромм. Только равные — это ведь не обязательно по росту? Может, не стоит ждать так долго, чтобы подружиться с собственным братом? Ведь «братская дружба» — это не только соперничество, ревность и борьба за свое «место под солнцем». Это еще множество приятных «бонусов»: например, практически всегда «под рукой» — отличный партнер по играм, который с удовольствием сразится на мечах и не уйдет никуда после веселого «побоища». Это «свободные уши», которым приходится выслушивать (в десятый раз) замечательную историю о том, как Андрюша лучше всех решил задачку на уроке. Это мощная поддержка во время потасовки с дворовыми мальчишками: «Ага, вот сейчас придет мой старший брат!..». Словом, масса преимуществ, только научись ими пользоваться!..

Темин день рождения — много друзей, все водят вокруг именинника традиционный хоровод: «Каравай, каравай, кого хочешь — выбирай…». И вот пора выбирать. Тима и Алеша (детсадовские друзья) наперебой тянут руки: «Меня, меня!» А Тема выбирает …Андрюшу. Старшего брата. А потом Сеню — младшего брата. А после уже всех остальных.

Есть у нас такой важный примиряющий «элемент» — смешной двухлетний «гном», младший братик. Очень «разбавляет» напряженную атмосферу: старший понимает, что можно сбавить обороты и поговорить о чем-то, кроме своих успехов на всех «фронтах», а средний получает замечательную возможность побыть для кого-то самым «взрослым и сильным». С Сеней дружат все. А он за компанию с братьями готов и в драку ввязаться во дворе (так и было однажды), и залезть на самые страшные карусели, и смотреть длинные «взрослые» мультики — лишь бы вместе. Сидят кучкой на диване, такие счастливые, умиротворенные… Наверное, от ощущения «генетического единства», о котором говорят психологи — это физическое чувство уюта, «ощущение семьи», если человека окружают (в буквальном смысле) братья или сестры.

Да, брат — это навсегда. С ним не поссоришься «на всю жизнь», как с другом «со стороны» — придется срочно мириться, родственные связи обязывают. Долговечность и стабильность этих связей объясняется и социологическими, и биологическими, и психологическими причинами (так считает американский исследователь М.Солтер Эйнсуарт, автор книги «Привязанности за порогом младенчества»). Социальная составляющая «братской дружбы» — сформировавшаяся в незапамятные времена «аксиома»: на родного человека можно положиться как на союзника, можно всегда рассчитывать на его помощь и поддержку (и даже в дошкольном возрасте эта моральная ответственность ощущается вполне четко). С точки зрения биологии, с братьями тоже очень выгодно «кучковаться», ведь они имеют значительную долю общих генов, а значит, обеспечивая благополучие друг друга, они способствуют «выживанию рода» (как звучит!). А психологическая причина объясняет истоки «братской дружбы» — в основе семьи, как правило, лежит обязательный общий опыт, благодаря которому братья сходно воспринимают жизненные обстоятельства, имеют близкие системы ценностей, и нередко даже понимают друг друга с полуслова, несмотря на различные взгляды и занятия, невзирая на соперничество и другие взаимные противоречия.

Конечно, чтобы дружба между братьями состоялась, от родителей требуется немало усердия, терпения и понимания (психологи утверждают, что в 90% случаев плохих отношений между детьми виноваты, прежде всего, папа и мама). Но постараться стоит, и тогда непременно услышишь, как сын говорит гордо: «Это — мои братья! Мои друзья!»

Учимся дружить
А если ребенок замкнутый, стеснительный, ему трудно с кем-то подружиться? Но и оставаться в социальном вакууме некомфортно. Возможно, он страдает от отсутствия друзей, даже если и не говорит об этом? Родители вполне могут помочь ему освоить «азы дружбы». А как?

1. Создавайте возможность для формирования дружеских отношений между детьми: приглашайте его друзей в гости (дома дети легче находят контакт), помогите ему найти занятие по душе, например, кружок или секцию, где ребенок мог бы общаться со сверстниками в неформальной, нешкольной обстановке.
2. Учите ребенка «правильному» общению: сочувствию и справедливости, умению принимать в расчет чувства другого человека.
3. Обсуждайте с ребенком его друзей и его социальную жизнь (это не значит — осуждайте!). Часто дети неохотно говорят о своих проблемах, но в то же время им необходимо сочувствие и помощь родителей. Если ребенок поссорился с другом, проанализируйте с ним возможные причины конфликта и способы примирения. Но вмешательство родителей в эту тонкую сферу должно быть очень осторожным. Можно морально поддержать ребенка, помочь ему советом, но не стоит выбирать ему друзей и решать за него возникшие проблемы.

Виктория Шапаренко

Журнал "Мир семьи" май 2007 года

Copyright  ©  "Золотой Ус"  2005-2024.