Что остается в памяти от детства? Чаще всего, не какие-то знаменательные
события, а минуты полной гармонии. Прогулка с отцом, важный разговор...
По воскресеньям отец поднимал меня рано, прикладывая палец
к губам, чтобы я не шумела и не будила остальных. У нас с ним было дело. Пока
никто не встал, нужно приготовить завтрак. Мы сидели на маленьких табуреточках
посреди кухни, картофельные очистки падали в таз, голые беленькие картофелины
с тихим бульканьем прыгали в кастрюлю. Иногда мы слушали радио, иногда разговаривали.
Чаще на отвлеченные темы. Почему-то запомнилось, как он объяснял мне, восьмилетней,
разницу между объективным и субъективным идеализмом. До сих пор помню.
И в маленькой семье из трех человек, и в многочисленной у каждой
пары ее членов обязательно должны быть особые отношения, свои занятия и разговоры,
которые они не хотели бы делить с остальными. Это и создает ту полноту семейной
жизни, которая называется счастьем.
Новости дня
Большинство детей хотели бы использовать драгоценное время
наедине с мамой или папой, чтобы поговорить по душам. Как создать доверительную
атмосферу для такой беседы? Если ритуал еще не отработан, ребенок, возможно,
будет молчать, даже если ему и хотелось бы что-то рассказать. Взрослому лучше
осторожно катнуть один-другой пробный шар, затрагивая темы общих интересов.
А еще лучше с детства обязательно общаться с ребенком, потом
будет проще. Ведь если вы с детства не общались по душам с ребенком, вам очень
трудно будет потом найти к нему подход.
Психологи советуют: хотите "разговорить" ребенка - задавайте
конкретные вопросы. Если вы спросите, хорошо ли было на детском празднике (в
гостях, на экскурсии), малыш, скорее всего, ответит односложно: "Хорошо". Лучше
поинтересуйтесь - была ли Маша, помирились ли с Виталиком, на чем добирались
до музея - и ребенок расскажет обо всем подробно.
Есть дети, которых не так-то легко разговорить в силу их характера.
Нужно нащупать тему, которая послужит "спусковым крючком" и подвигнет скрытного,
стеснительного ребенка поделиться своими чувствами. Тема не должна быть слишком
болезненной, наоборот - приятной. Мало кто любит делиться разочарованиями, поэтому
не спрашивайте - удалось ли ребенку, к примеру, продемонстрировать на тренировке
финт, который вы накануне отрабатывали вместе. Если все вышло так, как хотелось,
он обязательно расскажет сам.
Более разговорчивого малыша можно попросить рассказать все
по порядку, с самого начала, чтобы он не терялся в событиях и фактах.
Малыши, когда попадают в садик-ясли, на вопросы, а что там
делали, обычно отвечают - кушали и спали. Просто для малыша это самые значимые
события вы садике. Ну подумайте, дома ничего особенного, а в садике все дружно
"взяли стульчики, сели, руки на колени пока все не сядут" - это моя Настя мне
так рассказывает. И это пройдет, они учатся замечать что-то еще, им будут интересны
и другие вещи в садике. Тем более если прошло не так много времени с поступления
туда.
А вначале тоже так Настя говорила - на вопрос что делали - кушали и спали.
Позже, как она пообвыкла, стала ходить с большим удовольствием, и выдает уже
очень интересные вещи :) Я так узнаю, что Аня у Насти отбирала игрушку, а воспитательница
говорила, что так плохо делать, что надо делиться, что Никита на горшке ездит
:), что есть две Яны, а мальчика новенького зовут Миша и он все время плачет,
ведь он думает, что мама за ним не придет. Я так люблю с Настей разговаривать
- расспрашиваю, как дела в садике. Причем - если просто спросить, как дела,
она ответит - хорошо, и все, и слова больше не добьешься. А правильно не так.
Я уже знаю имена деток, знаю, какие есть игрушки, занятия, и я очень конкретно
ее расспрашиваю. В каком платьице пришла Яна, а Аня, а Никита в каких штанишках
был, а кто рядом с тобой лежит, а кто во что играет....и так далее. Очень нравятся
мне эти минуты - обязательно каждый день с Настюней поговорю, расспрошу поподробнее.
Бесценная информация
Можно предположить, что взрослые страшно заняты, обстоятельства
заставляют их напряженно работать, поэтому жизнь детей и их друзей у них просто
в голове не помещается. И все же они могут найти хоть немного времени для детских
дел.
Да, иногда хватаешься за голову.... Приходишь с работы, пока
ужин, пока домашние дела... И некогда с дитем поиграть... В таких ситуациях
мы делаем с Настей все вместе - готовим ужин (она маленькая, но учится мне помогать),
а в это время и расспрашиваю ее о том, как прошел день.
Например, если друг сына или дочери уже не в первый раз появляется
у вас дома, вполне можно запомнить, как его зовут. Вот и тема для разговора
готова: что за мальчик, где живет, чем увлекается, как познакомились? Согласитесь,
знать людей, с которыми дружит и проводит время ваш ребенок, важнее, чем помнить
имена победителей "Формулы-1" или приятелей популярной певицы.
Если вы часто бываете в школе и знаете не только классного
руководителя, но и других учителей, а также хотя бы некоторых одноклассников
лично, это облегчит для вас решение любой школьной проблемы, с которой столкнется
ребенок. Если интересуетесь книгами, которые он читает, фильмами, которые он
смотрит, играми и музыкой, которой он увлечен, - вы не будете долго мучиться,
придумывая, о чем бы с ним поговорить.
С малышкой пака попроще, школа еще не скоро, когда появятся
уже устоявшиеся друзья. Сейчас я замечаю, как Настя рассказывает про кого-то
больше, чем про других. Значит, этот мальчик или девочка запал в ее душу.
Это - его время
Все дети разные, у каждого свои вкусы. Единственно, понятие
о том, что значит "хорошо провести время" в обществе близкого взрослого, тоже
у каждого свое. Часто, в своих вкусах, дети ориентируются на родителей. Если
вы чем-то увлечены и видите, что ребенок тянется ук таким же занятиям, - считайте,
что это большая удача. Общая часть вашей жизни будет содержательной, и не придется
изыскивать в своем распорядке специальное время для общения с ребенком. Уход
за цветами, плавание на байдарке или решение кроссвордов обеспечат вам интересный
совместный досуг. Но, если ребенок предпочитает кроссвордам компьютерные игры,
байдарке - бадминтон, а уходу за цветами - собирание паззлов, что ж, пойдите
ему навстречу. Ведь то время, которое вы собирались посвятить ребенку, - это
ЕГО время, и пусть он сам выбирает, чем вам вместе заняться. Иногда посмотреть
вдвоем матч по телевизору тоже неплохо. У мамы с дочерью еще больший выбор:
испечь торт, сшить кукле платье, рассадить цветы.
Им это очень нужно
И малышам, и подросткам. И общительным, и замкнутым. И отличникам,
у которых занятия расписаны по минутам, и тем, кто готов целыми днями пропадать
во дворе. Всем детям обязательно нужны часы наедине с близким человеком, которые
они могут вспоминать через много лет. Есть дети экспансивные, уверенные в своем
праве на наше внимание и готовы бороться за него. Есть дети гордые: "Ах, вам
со мной неинтересно, у вас нет времени? Не очень-то и хотелось..." Такие находят
себе другие занятия. Есть дети робкие, замкнутые, принимающие все без критики.
Но и им нужно наше внимание, может быть, даже больше, чем другим детям.
Наша дочь брала свою ежедневную порцию родительского внимания
силой. А потребность в общении у нее была, прямо скажем, выше средней.
И, как бы ни были мы заняты, просто "брала за горло" и не отпускала, пока не
выкладывала все новости, все соображения, накопившиеся за день. Мы ускользали,
сопротивлялись и в конце концов отбили-таки у нее охоту приставать. Сын прекрасно
без нашего общества обходился, во всяком случае сам его не искал. Нас это настораживало,
и приходилось подстраиваться. Например, он не любил писать сочинения: маялся
часами, тянул до последнего. Вот тогда и наступало для нас время идти на контакт.
Конечно, я понимала, что не могу написать за сына сочинение. Стало быть, сначала
нужно было, чтобы он изложил СВОИ соображения об Андрее Болконском, любви к
отечеству, о динозаврах, о прошлом лете и прочем. Вот тут уж можно пообщаться
на славу. Изложить все это на бумаге помогала я, получалось вполне натурально
-на твердую четверку. Но дело не в сочинениях и оценках. Я просто надеялась,
что сын запомнит эти наши часы совместной работы и близости.
Я запомнила, как мы с папой ездили в лес за грибами... как
мы ходили, искали, уставали, как он мне рассказывал, что съедобное, что нет,
где их лучше искать. Дело не в знаниях, дело в совместно проведенных часах.
Как же мне это нравилось! Как мы вчетвером - мама, папа, я, сестричка - ездили
на море или к реке, купались, загорали... Как ни странно, меньше всего запомнились
мне "уроки" - занятия с мамой, чтение, и прочее... Недавно читала мнение, что
для детей наилучшим общением с родителями будут совместные походы в парки, поездки
куда-либо и прочее, адля занятий лучше всего опытный педагог. Есть в этом мнении
доля истины... Сейчас, с маленькой дочкой, больше всего нам всем троим нравится,
как мы идем гулять в парки - катаем Настю на аттракционах.. и видно, как светится
от счастья личико нашей родной доченьки...
Очень любим мы с Настей совместное "чтение" - сажусь я за книгу,
дочка берет свои сказочки и пристраивается рядышком. Я читаю, она как бы читает.
Хорошо сидим :)
Когда-то мама раскрашивала за меня цветными карандашами контурные
карты и оформляла стенгазеты, проводя прямые линии без линейки и рисуя круги
без циркуля твердой рукой архитектора. Я просто смотрела...
Мы с папой рисовали вместе. У меня остались все мои альбомы
для рисования. Так есть рисунок с оценкой "5 Папе!" :). Каждое воскресенье мы
делали домашнее задание по рисованию... к сожалению, рисовать я научилась только
с натуры (посади передо мной кошку, я ее нарисую, а по памяти не смогу), но
часы, проведенные с папой, запомнились на всю жизнь.
Часто говорят, что не стоит делать за детей то, что они могут
сами. Но личный опыт подсказывает: иногда можно и даже нужно нарушать это правило.
Если это - тот самый часок вдвоем, когда наш ребенок получает что-то большее,
чем просто умение делать самостоятельно домашнюю работу. Он впитывает наше присутствие,
умение, движения, ход мыслей, отношение к делу - чтобы когда-то впоследствии
сделать их своими.
Источник: Наталья КОРШУНОВА Семейная газета "Ника", 19 апреля
2001, №16(331)
Курсивом -комментарии Костиной
Н. В.