Акселерация стала не явлением времени, а нормой развития
В последние десятилетия особое внимание медиков, социологов, психологов и педагогов привлечено к проблеме акселерации. Термин «акселерация» (ускорение) появился в 30-х годах прошлого столетия (как бы пугающе это ни звучало!). Полученные наукой данные позволяют говорить о многом. Однако, проблема акселерации еще далека от полного разрешения.
Акселерация заключается в более раннем достижении определенных этапов биологического развития и также в более раннем завершении созревания организма. Физическое развитие происходит ускоренными темпами, «досрочно» наступает половое созревание, более скоро по сравнению с предшествовавшими поколениями, появляются изменения характера детей и подростков.
Наиболее ярко акселерация проявляется в увеличении (по сравнению с общепринятыми средними показателями) многих антропометрических данных (рост, масса, окружность грудной клетки и др.). Например, за последние 100 лет рост подростков в среднем увеличился на 12—20 см. Так, 13-летние мальчики, проживающие в Украине, за 80 лет наблюдений стали выше на 19 см. Раньше, чем прежде, прекращается теперь рост организма ребят: по данным ряда исследователей, в настоящее время у юношей процесс роста завершается, как правило, в 18—19 лет, в то время как еще лет 70 назад мужчины переставали расти в возрасте 25—26 лет. Проявляется акселерация и в возрастных изменениях аккомодации. Так, острота зрения нынешних 50-летних соответствует остроте зрения 45-летних, живших полвека назад.
Для современной молодежи характерно и более раннее половое созревание. Так, у мальчиков сроки полового созревания снизились примерно на 2 года. В связи с этим особого внимания требует воспитание соответствующих норм половой этики.
В отношении ускорения психического развития современной молодежи пока нет таких многочисленных и твердо установленных фактов, как в отношении антропометрических данных. Вместе с тем многие исследователи указывают на более скорое, чем прежде, изменение некоторых черт характера у детей и подростков. Отмечается также лучшая успеваемость детей-акселератов. Вместе с тем среди детей, отстающих в физическом развитии, высок процент не справляющихся с учебной программой.
В наши дни собрано еще недостаточно научных данных, которые полностью раскрывали бы влияние акселерации на состояние здоровья. Рядом наблюдений установлено положительное влияние акселерации на физическое развитие. Иногда акселерация облегчает течение некоторых заболеваний и способствует совершенствованию определенных психических качеств. Вместе с тем накапливаются факты, свидетельствующие о нарушении гармоничности развития организма при резко выраженной акселерации. Рост тела порой как бы обгоняет развитие внутренних органов (и прежде всего сердечно-сосудистой системы), что отрицательно сказывается на состоянии здоровья и работоспособности. Отмечаются и случаи несоответствия уровня некоторых психических функций показателям ускоренного физического развития. Наряду с подростками, имеющими ярко выраженные признаки акселерации, встречаются юноши и девушки с замедленными темпами физического развития.
В заключение — ряд рекомендаций, касающихся воспитания физических качеств:
- в возрасте 9—10 лет целесообразно совершенствовать прежде всего скорость и частоту движений;
- в 11—16 лет в связи с ростом психомоторных функций, связанных с быстротой и точностью движений, следует преимущественно совершенствовать все формы проявления быстроты и координации движений;
- в 12—15 лет особое внимание необходимо обратить на развитие скоростно-силовых качеств и выносливости;
- в подростковом и юношеском возрасте особенно строго следует соблюдать общие гигиенические положения и режим учебно-воспитательного процесса. Важное значение при этом имеют правильное сочетание учебы и отдыха, рациональный двигательный режим, выработка правильной осанки. Гигиеническое воспитание в этом возрасте дополняется гигиеническим образованием с помощью учебных материалов по анатомии, физиологии, физической культуре и другим предметам.
Процесс наблюдения и изучения этого явления продолжается.