Формирование правильного произношения у детей 6го года жизни. Часть 2
Ярош Татьяна Александровна
Речевой материал для дифференциации (различения) звуков. Продолжение….
Формирование правильного произношения у детей 6-го года жизни. Часть 1.
Звуки С-Ш
1. Чистоговорки:
Язык кверху: ша-ша-ша, наша Маша хороша
Язык книзу: са-са-са, укусила нос оса.
Язык кверху: ши-ши-ши, наши уши хороши
Язык книзу: сы-сы-сы, у осы усы, усы
Аш-аш-аш – новый карандаш
Ас-ас-ас – свет у нас погас
Иш-иш-иш - на реке камыш.
Ис-ис-ис – мы сосём ирис.
Са-ша-ша – Соня моет малыша
Ас-аш-аш – под сосной стоит шалаш.
2. Игра «Елка». Подобрать игрушки или картинки с изображением ёлочных игрушек. Взрослый говорит малышу: «Девочки Соня и Шура будут наряжать ёлку. Соня будет вешать игрушки со звуком «с», а Шура – со звуком «ш». Давай поможем им отобрать нужные игрушки».
Игрушки могут быть такими:
Соня: сосулька, бусы, собака, слон, ослик.
Шура: шишка, хлопушка, машинка, мишка, мышка, шары.
3. Пословицы:
Кашу маслом не испортишь.
Поспешишь – людей насмешишь.
Как постелешь, так и поспишь.
Руки не протянешь – с полки не достанешь.
4. Стихи:
Смотрит солнышко в окошко, светит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладошки, очень рады солнышку.
Весёлая старушка весь день сегодня шьёт.
За кругленькой катушкой следит пушистый кот.
Устала шить старушка и села у ворот.
А с кругленькой катушкой играть пустился кот.
Звуки Ж-З
1. Предложите ребёнку отгадать загадки и назвать звук, который есть в слове-отгадке (з или ж)
Не лает, не кусает, а в дом не пускает (Замок)
Два брата живут через дорогу, а друг друга не видят (Глаза)
Ползун ползёт, иголки везёт (Ёжик)
Два конца, два кольца, посредине гвоздик (Ножницы)
2. Малыш выделяет хлопком слова, в которых есть звук «з»:
Коза ест траву около забора.
Тётя Лиза купила вазу в магазине.
Выделить звук «ж»:
У Жени убежал ежик.
Жук живёт в дупле большого дерева.
3. Назвать картинки, а затем разложить их на две части: со звуком «з» и со звуком «ж». Например, жук, замок, зонт, лыжи, берёза, коза, ёжик, змея, жираф и т.д.
4. Стихи:
Мы не заметили жука и рамы зимние закрыли,
А он живой, он жив пока, жужжит в окне расправив крылья. (А.Барто)
Не знали медвежата, что колются ежата,
И давай с ежатами играть, как с медвежатами.
Вдруг медвежата в слёзы: «Ёжики-занозы».
Обижаются камешки пляжные: «Ох. дела-то у нас неважные –
Загораем целый год, а загар-то не пристаёт!»
Звуки Ц-Ч
1. Назвать картинки, а затем разложить их на две части: со звуком «ц» и со звуком «ч». Например, цыплёнок. курица, лисица, заяц, очки, чайник, ключ, мяч и т.д.
2. Игра «Измени слово»
Лисица – лисичка, огурец – огурчик, овца – овечка, курица – курочка, яйцо – яичко, палец – пальчик, кольцо – колечко, блюдце – блюдечко.
3. Чистоговорки и загадки:
Ча-ца-ца – стоит мальчик у крыльца
Ца-ча-ча – растёт птенчик у грача
У волчицы волчата, у курицы цыплята.
Два близнеца, два братца на нос верхом садятся (Очки)
Он упрямый и пузатый, больно бьют его ребята.
Только он не плачет, а высоко скачет (Мяч)
Из горячего колодца через нос водица льётся. (Чайник)
4. Малыш выделяет хлопком слова, в которых есть звук «ц»:
Курица вывела на прогулку цыплят.
У цапли вывелись птенцы.
Девочка кормит цыплят.
Пчела сидит на цветке.
Солнце показалось из-за тучи.
Мальчик поливает цветы.
Девочка поставила чашку на блюдце.
5. Стихи:
А зимой в реке вода не боится холода.
Быстро спрячется под лёд и течет себе, течет.
Солнце ласково смеётся, светит ярче, горячей.
И с пригорка звонко льётся разговорчивый ручей.
Начинается считалка: на дубу – скворец и галка.
Улетел домой скворец – и считалочке конец.
Звуки Ч-Щ
1. Игра «Переверни картинку». Для игры понадобится несколько картинок (в названиях одних есть звук «ч», в других «щ»: чашка – щётка, чайник – щенок, часы – щука, очки – клещи, кирпич – плащ, чемодан – ящерица. Нужно взять одну пару картинок (например, чашка – щётка). Предложить ребёнку внимательно рассмотреть их и перевернуть рисунком вниз ту картинку, в названии которой есть звук «ч». Затем предложить следующую пару картинок и т.д.
2. Загадки:
Стучат, стучат, не велят скучать (Часы)
Глазищи, усищи, хвостище, когтищи, а моется всех чище (Кот)
3. Малыш выделяет хлопком слова, в которых есть звук «щ»:
Мальчик чистит лошадку щёткой.
Щенок играет с мячом.
Мы щенка в воде и мыле два часа мочалкой мыли.
4. Стихи:
Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
Он длиннющий, он большущий, он от тучи до земли.
Пусть идёт он пуще, пуще, чтоб грибы скорей росли.
Чуть побольше рукавички подарили мне щенка,
Он пока что с непривычки не лакает молока.
Я позвал на помощь кошку, я придвинул ближе плошку.
Хорошо пошёл урок, лижет плошку мой щенок.
Звуки С(сь) – Щ
1. Придумывайте с ребёнком слова по парам, чтобы в одном слове был звук «с», а в другом «щ». Например: слон – щенок, собака – щука, лиса – ящик, ананас – плащ и т.д.
2. Скороговорки, загадки:
Ща-са-са – под кустом сидит лиса.
У гусыни усов ищи, не ищи - не сыщешь.
Щи да каша - пища наша.
Всякой вещи своё место.
Я в дом любой тебя впущу, стучишь – я рада стуку.
Но одного я не прощу – коль не подашь мне руку. (Дверь)
3. Малыш выделяет хлопком слова, в которых есть звук «с»:
Кукла спит в кроватке.
Саша катается на санках.
У Светы растёт кактус.
- слова, в которых есть звук «щ»
Петя поймал щуку.
В ящике лежат щетки.
Щенок уснул в ящике.
3. Стихи:
Эта щучка не простая штучка!
Сунь ей палец в пасть - всей руке пропасть!
Учит выдра-мать выдрят, как ловить в реке щурят.
Чтоб нырять за рыбкой ловко, малышам нужна сноровка.
Звуки Л-Р
1. Предложите ребёнку отгадать загадки и назвать звук, который есть в слове-отгадке (р или л):
Крылья есть, да не летает, ног нет, да не догонишь (Рыба)
Начинает он копать – заменяет сто лопат. (Экскаватор)
Этот конь не ест овса, вместо ног два колеса (Велосипед)
Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слёзы проливает (Лук)
2. Выделить из текста слова:
- со звуком р
- со звуком л
- со звуками л и р в одном слове
Леша катался на велосипеде.
Папа купил лампочки для ёлки.
К утру ветер разогнал тучи.
Рая накормила кур.
Мальчики ловят рыбу в пруду.
На огороде растут лук, огурцы, помидоры.
Рома сделал кормушку для птиц.
В зоопарке дети видели крокодила и верблюда.
В метро есть эскалатор.
3. Пословицы:
Игра игрою, а дело делом.
Дорога ложка к обеду.
Смелость города берёт.
За всякое дело берись смело.
Что летом родится, зимой пригодится.
У плохого мастера и пила плохая.
4. Стихи:
Взяли грабли и лопатки, в огород пошли ребятки.
Тут копают, там рыхлят, убирают мусор с гряд.
Репу сеют, лук сажают, а потом всё поливают.
Я родился в день дождливый под осинкой молодой,
Круглый, гладенький, красивый, с ножкой тонкой и прямой. (Гриб)
4. Прочитайте вместе с малышом рассказ и предложите ему пересказать его:
Сорока-белобока у курочки яичко украла. У Барбоса кость утащила. У телёнка пойло перевернула. На овцу села – шерсти нащипала. В саду ягоды поклевала. У окна цветы поломала. С крылечка колечко унесла. Как погнали воровку палкой!
Она разобиделась, на крышу взлетела и давай всех ругать: - Тра-та-та! Тра-та-та!
Упражнения на развитие слухового внимания.
1. Прочитайте ребёнку стихотворение «Это правда или нет?». Предупредите его, что слушать надо внимательно, чтобы заметить в тексте смысловые неточности.
Это правда или нет?
Теплая весна у нас, виноград созрел сейчас.
Конь рогатый на лугу летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей «га-га-га» - пел соловей.
Быстро дайте мне ответ – это правда или нет? (Л. Станчева)
2. Прочитайте ребёнку стихотворение и предложите ответить, о каком шарике идёт в нём речь. При желании это стихотворение можно выучить с ребёнком и попросить его выразительно прочитать.
Шарик
Что машина, что фонарик, что мне новый паровоз?!
На полу улёгся Шарик – папа мне его принёс!
Он не жёлтый и не синий, и совсем не голубой!
Просто он такой красивый – трудно высказать, какой!
Выбегаю из калитки и бегом лечу к реке!
Не держу его на нитке, а держу на поводке! (В. Орлов)
3. Прочитайте ребёнку стихотворение и предложите малышу помочь маленькой девочке правильно расставить вещи по своим местам.
Что взяла, клади на место!
Это Оленьке известно: что взяла, клади на место!
Только девочка мала: забывает, где взяла.
На кроватку ставит кружку, на паркет кладёт подушку.
Прячет ботики в буфет. Всё на месте или нет?
Если мама промолчала, надо делать всё сначала:
На буфет нести подушку, на паркет поставить кружку,
Сунуть ботики в кровать. Кажется, не так опять?
Оля смотрит виновато: нет, стояло всё не там…
Помогите ей, ребята, всё расставить по местам. (З. Александрова)
Вы можете воспользоваться предложенными играми заданиями, а также придумывать их сами и вместе с малышом для того, чтобы помочь своему маленькому дошкольнику верно ориентироваться среди звуков (это очень важно для успешного обучения письму в дальнейшем) и натренировать правильную и красивую дикцию. Делайте ваши занятия весёлыми и увлекательными и радуйтесь вместе с малышом его успехам!