Формирование правильного произношения у детей 6-го года жизни. Часть 1.
Ярош Татьяна Александровна
На шестом году жизни ребёнка продолжает совершенствоваться фонематический слух и развиваться голосовой аппарат.
Занятия с ребёнком ориентированы на закрепление навыка чёткого произношения всех звуков родной речи, на распознавание на слух таких групп звуков: с-з, с-ц, ж-ш, с-ш, з-ж, ц-ч, ч-щ, л-р.
Для того чтобы малыш без труда различал звуки в собственном произношении, ему можно предлагать называть изображённые на картинках предметы, в названии которых есть оба звука (например, с и з). При этом нужно попросить ребёнка произносить слова так, чтобы в них ясно слышались изучаемые звуки (ссслон – зззаяц). Упражняясь, таким образом, в чёткости произнесения трудных звуков, ребёнок одновременно укрепляет свой артикуляционный (речевой) аппарат.
Игры и упражнения для детей шестого года жизни ориентированы не только на закрепление и дифференциацию (различение) определённых пар звуков, но и на совершенствование фонематического восприятия (умение слышать и различать определённые звуки, которые чаще всего смешиваются детьми этого возраста). Для выработки чёткой дикции подбираются чистоговорки. Скороговорки, насыщенные звуками, которые требуют очень тонкой дифференциации. Несколько усложняются задания по отгадыванию загадок. Можно предложить малышу отгадать их и определить, какой из дифференцируемых звуков содержится в словах-отгадках.
Некоторые загадки, а также стихи, потешки, считалки рассчитаны на то, чтобы не только поупражнять ребёнка в чётком произнесении слов и фраз, но и на развитие голосового аппарата. С помощью этих упражнений формируется умение правильно пользоваться различной громкостью голоса, темпом речи, интонационной выразительностью.
В этом возрасте задания для малыша становятся более сложными, например, выделить из фраз или небольших стихотворений те слова, в которых есть заданный звук. Для различения звуков «з» и «ж» взрослый произносит такие фразы: «У нашего забора коза ест траву», «Жук живёт в дупле большого дерева», - и предлагает ребёнку назвать слова, в которых есть звуки «з» и «ж».
Важная задача занятий с детками 6го года жизни – развитие умения слушать речь окружающих. Поэтому полезно давать малышу задания на устранение смысловых неточностей: «Это правда или нет?».
Иллюстрации в детских книжках – отличные материалы для речевых занятий с ребёнком. Особенно целесообразно использовать их для закрепления навыков фонематического (звукового) анализа. Например, взрослый просит малыша найти на картинке среди разных предметов те, в названии которых есть заданные звуки. В таких упражнениях ребёнок учится различать звуки на слух, чётко и ясно произносить их в словах, выделяя голосом.
При чтении стихов обращайте внимание малыша на интонационные средства выразительности: в зависимости от содержания он может произносить стих весело, грустно или торжественно; быстро или медленно; громко или тихо. Интонационная выразительность речи взрослых при чтении ребёнку художественных произведений будет не только помогать глубокому и правильному пониманию содержания, но и воспитывать у ребёнка потребность самому передавать текст выразительно, в нужном темпе.
Речевой материал для дифференциации (различения) звуков.
Звуки С-З
1. Предложите ребёнку отгадать загадки и назвать звук, который есть в слове-отгадке (с или з):
Дружбу он с дождём ведёт, вместе с ним гулять идёт (Зонтик)
По земле ползёт, к себе не подпускает (Змея)
Четыре братца под одной шляпкой стоят (Стол)
Белая скатерть всё поле покрыла (Снег)
2. Можно выучить с ребёнком пословицы и загадки:
У страха глаза велики.
Лето собирает, а зима поедает.
Трусливому зайке и пенёк – волк.
Один за всех и все за одного.
Сама ползёт, на себе дом везёт (Улитка)
С неба звездой, на ладонь водой (Снежинка)
3. Чистоговорки и стишки:
За-са-за – травку ест коза
Зу-су-зу – я пасу козу
Зы-сы-зы – хвостик у козы
Зайку бросила хозяйка, под дождём остался зайка.
Со скамейки слезть не смог, весь до ниточки промок. (А. Барто)
Зоя - зайкина хозяйка. Спит в тазу у Зои зайка.
У меня живёт козлёнок, я сама его пасу.
Я козлёнка в сад зелёный рано утром отнесу.
Он заблудится в саду – я в траве его найду.
4. Взрослый произносит фразы, а малыш хлопает в ладоши, услышав заданный звук:
В комнате стоит круглый стол.
Маленькая Соня крепко спит в своей кроватке.
Зое подарили зелёный зонтик.
В магазине купили резинового зайца.
Звуки С-Ц
1. Подобрать игрушки или картинки, названия которых содержат данные звуки: слон, цыплёнок, санки, лиса, курица, автобус, яйцо, заяц и т.д. Сначала называем вместе с малышом все предметы подряд, а потом можно отложить в одну сторону предметы, содержащие звук «с», а в другую – со звуком «ц».
2. Можно выучить с ребёнком пословицы и загадки:
Не зверь, не птица, а нос как спица (Комар)
Сидит в темнице красна девица, а коса на улице (Морковь)
Заглянет солнце и к нам в оконце.
Молодец против овец, а против молодца и сам овца.
3. Стихи:
Эй, баран, подай овса, - просит белая овца.
Я не притронусь к сену, ему я знаю цену.
Цапля, стоя на крыльце, написала букву «це»
На сосне дворец, во дворце певец, а зовут его – скворец.
Цапля цокала птенцу: «Цаплям серый цвет к лицу.
Целый свет хоть облети, цвета лучше не найти.»
Звуки Ш-Ж
1. Взрослый медленно, с паузами, называет слова, а малыш хлопает в ладоши, услышав звук «ш»: шапка, кошка, жук, кот, жаба, вешалка, флажок, крокодил, мышка, груша, лыжи, подушка, лопата, жираф.
2. Предложите ребёнку отгадать загадки и назвать звук, который есть в слове-отгадке (ш или ж):
Мягкие лапки, а в лапках царапки (Кошка)
Два брюшка, четыре ушка (Подушка)
Летит – воет, сядет – землю роет (Жук)
3. Пословицы и стихи:
Кто ходит больше, тот живёт дольше.
Лёжа хлеба не добудешь.
На крыше у Шуры жил журавль Жура.
Жук жужжит: «Я шёл и шёл, жёлтый камешек нашёл.
«Это жёлудь. Ты не прав» - говорит жуку жираф.
Живу одна я у воды, букашек ем и мошек,
От жабы детям нет беды, как нет беды от кошек.
Формирование правильного произношения у детей 6-го года жизни. Часть 2.