Упражнения для развития речи у детей 5го года жизни
Ярош Татьяна Александровна
Упражнения на дыхание:
Поупражняйте ребёнка в плавном, продолжительном выдохе, используя такие задания:
1. Снежинки. Положить на ладонь ребёнка комочек ваты и сказать: «Это у нас снежинка. Посмотрим, как она летает.» Взрослый показывает, как сдуть «снежинку». Вдох через нос, выдох только через рот – плавный, длительный.
2. Листочки. Из зелёной бумаги вырезать листья и ниткой привязать к карандашу. Когда ветер дует, листья колышутся. Взрослый показывает, как дуть на листочки.
3. Дутьё на горячий чай
4. Футбол. Загонять воздушной струёй комочки ваты («футбольные мячи») в ворота. Ворота можно сделать из кубиков и т.д.
5. Надувание воздушных шариков
Развитие голосового аппарата:
1. Поупражняйте ребёнка в произнесении фраз тихо, громко, быстро, медленно и обязательно выразительно. Прочитайте стихотворение, предложите ребёнку повторить его сначала медленно, потом быстрее, соблюдая вопросительную интонацию в соответствующих строках.
- Пальчик-мальчик, где ты был?
- С этим братцем в лес ходил.
- С этим братцем – щи варил.
- С этим братцем - кашу ел.
- С этим братцем – песни пел.
Во время чтения стихотворения малыш поочерёдно загибает пальчики. Пальчиковые игры очень полезны для развития речевых центров мозга. Предлагайте их малышу почаще.
Кто, кто в этой комнате живёт?
Кто, кто вместе с солнышком встаёт?
Это Машенька проснулась, с боку на бок повернулась.
И, откинув одеяло, вдруг сама на ножки встала.
2. Предложите ребёнку рассказать стихотворения с различной громкостью и выразительно.
Тише, жабы
(это стихотворение произносится тихо)
Тише, жабы, ни гу-гу
Ходит цапля на лугу
Чтобы не было беды
Наберите в рот воды.
Мышонок
(тихо)
Мышонок встал на цыпочки,
Он роста невеликого,
Играет он на скрипочке,
Тихонечко пиликает.
Громкая считалка
Ахи, ахи, ахи, ох!
Маша сеяла горох.
Уродился он густой,
Мы помчимся, ты постой!
3. Выучите вместе с малышом стихотворения, а затем прочитайте их выразительно по ролям:
Курочка-рябушечка
Ребёнок: Курочка-рябушечка, куда ты пошла?
Взрослый: На речку.
Ребёнок: Курочка-рябушечка, зачем ты пошла?
Взрослый: За водичкой.
Ребёнок: Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?
Взрослый: Цыпляток поить.
Ребёнок: Курочка-рябушечка, как цыплятки просят пить?
Взрослый: пи-пи-пи-пи-пи-пи
Разговор с весной
Взрослый: Ну, весна, как дела?
Ребёнок: У меня уборка.
Взрослый: Для чего тебе метла?
Ребёнок: Снег мести с пригорка.
Взрослый: Для чего тебе ручьи?
Ребёнок: Мусор смыть с дорожек?
Взрослый: Для чего тебе лучи?
Ребёнок: Для уборки тоже. Всё промою, просушу – Вас на праздник приглашу.
Развитие слухового внимания:
1. Прочитайте отрывок из стихотворения К.И.Чуковского «Путаница». Предложите ребёнку найти несоответствия в тексте (Что неправильно?), а затем назвать нужные звукоподражательные слова и чётко произнети в них звуки.
Путаница
Замяукали котята: «Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята, хрюкать!»
А за ними и утята: «Не желаем больше крякать!
Мы хотим, как лягушата, квакать!»
Свинки замяукали: Мяу, мяу!
Кошечки захрюкали: Хрю, хрю, хрю!
Уточки заквакали: Ква-ква-ква!
Взрослый спрашивает: "Разве свинки мяукают? Что делают свинки?" Верно, хрюкают. Как они хрюкают? Ребёнок: - Хрю-хрю-хрю. и т.д.
Так взрослый строит с ребёнком беседу, а ребёнок старается заметит смысловые несоответствия. Малыш внимательно вслушивается в текст, указывает на смысловые неточности, воспроизводит нужные звукоподражания, упражняясь таким образом в чётком произнесении звуков.
2. Предложите ребёнку отгадать, кто квакает, хрюкает, мычит, лает, мяукает – взрослое животное или детёныш. Например, взрослый произносит громко: «Ква-ква-ква!», - и спрашивает ребёнка: «Кто это?». Ребёнок отвечает: «Лягушка». Затем взрослый произносит это же звукосочитание тихо и более спокойным голосом. Спрашивает у ребёнка: «Кто это?» Ребёнок отвечает: «Это лягушонок». и т.д.
3. Игра «Найди ошибку». Подготовьте картинки или игрушки: коза, корова, собака, курица, лошадь, ёжик и т.д. Взрослый показывает картинку или игрушку и называет действие, которое производит это животное. Если действие неправильное, то ребёнок хлопает в ладоши.
Например:
Взрослый: «Коза читает».
Ребёнок хлопает в ладоши.
Взрослый: «А что может делать коза?»
Ребёнок: «Ходить, щипать травку, бодаться»
Взрослый: «Кошка летает»
Ребёнок хлопает в ладоши.
Взрослый: «А что может делать кошка?» и т.д.
4. Игра «Секрет». Взрослый шёпотом произносит пары слов, а ребёнок внимательно слушает их и тоже шёпотом повторяет: кошка – мошка, ножка – ложка, сук – лук, мишка – мышка, чайка – гайка, коза – лоза, рука – руки, коза – коса, бок – бук, кот – кит.
Все эти упражнения легко становятся увлекательными и любимыми играми для ребёнка и одновременно помогают отличному развитию его речевого аппарата, произношения и дикции. Пятый год жизни – ключевое время, в которое практически завершается становление этих функций и происходит закрепление. Ошибочное произношение и плохую дикцию, конечно же, можно будет откорректировать и позже, в 6-8 лет, но это потребует гораздо больше времени и усилий. Поэтому лучше помочь ребёнку в развитии речи прямо сейчас!