Формирование правильного произношения у детей 4го года жизни
Ярош Татьяна Александровна
С детьми четвёртого года жизни проводится работа по уточнению и закреплению правильного произношения следующих групп звуков: м, мь, п, пь, б, бь, т, ть, д, дь, н, нь, к, кь, г, гь, х, хь, й, ф, фь, в, вь и звуков с, сь, з, зь, ц.
Необходимо также упражнять детей в чётком произнесении слов и фраз, развивать у них речевой слух и продолжительный плавный выдох. С этой целью взрослый предлагает ребёнку отчетливо (по подражанию речи взрослого) назвать игрушки, животных, рисунки в книжках. Также нужно заучивать потешки, чистоговорки, считалки, стишки, насыщенные определёнными звуками. Для закрепления звуков во фразовой речи взрослый предлагает ребёнку ответить на вопросы по прочитанной сказке или рассмотренной картинке.
В процессе разучивания стихов и потешек нужно вырабатывать у ребёнка интонационную выразительность. Повторяя вслед за взрослым тексты стихов, ребёнок будет правильно пользоваться интонационными средствами выразительности и развивать свой речевой слух.
Развитие речевого аппарата происходит в процессе игровых упражнений, когда ребёнку предлагают произнести одну и ту же чистоговорку с различной громкостью, с разной силой голоса (от шёпота до громкой речи). Это упражнение можно проводить в виде игры с несколькими зверюшками, от имени которых ребёнок и будет повторять определённую фразу разными голосами.
Залог успешности ваших с малышом занятий – регулярность, непринуждённая радостная атмосфера, игра и подражание родителю. Ниже приведена подборка стишков для занятий. Вы можете использовать и другие подходящие тексты, и даже сочинять их вместе с ребёнком.
Речевой материал для закрепления произношения звуков:
М
Я залез на коня
И держусь руками.
Посмотрите на меня, -
Я поехал к маме. (М.Клокова)
Б
Маленький бычок,
Рыженький бочок,
Ножками ступает,
Головой мотает:
«Где же стадо? Му-у-у!
Скучно одному-у-у!» (В.Берестов)
П
Петушок
Петя-Петя, Петушок
Целый день учил стишок,
А запомнил он строку
Лишь одну: кукарекууу! (Р.Фархади)
Т
Котик и козлик
Там котик усатый
По садику бродит,
А козлик рогатый
за котиком ходит. (В.Жуковский)
Д
Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом. (С.Маршак)
Н
Старый слон
Спит спокойно старый слон.
Стоя спать умеет он. (С.Маршак)
Динь-дон! Динь-дон!
В переулке ходит слон.
Старый, серый, сонный слон.
Динь-дон! Динь-дон!
Стало в комнате темно: заслоняет слон окно.
Или это снится сон?
Динь-дон! Динь-дон! (И.Токмакова)
К
Куд-куда? Куд-куда?
Ну-ка, ну-ка, все сюда!
Ну-ка к маме под крыло!
Куд-куда вас понесло. (В.Берестов)
Х
Чух, чух, чух, чух,
Мчится поезд во весь дух. (Э. Мошковская)
Й
В лес дремучий я пойду.
Зайца серого найду.
Принесу его домой.
Будет этот зайка мой.
Г
Без головы, а в шляпе.
Одна нога и та без сапога. (Гриб)
Ф
У Фомки в гостях Фимка.
Фимка в гостях у Фомки.
В
Загудел паровоз
И вагончики повёз. (Т.Волгина)
С
Са-са-са – вот летит оса
Сы-сы-сы – у осы усы
Со-со-со – катит колесо
Су-су-су – холодно в лесу (чистоговорка)
З
У зайки Бубы заболели зубы.
Зоиного зайку зовут Зазнайкой.
Ц
Бегают две курицы прямо по улице.
Цыплёнок цапли цепко цепляется за цепь.