Какой
детский возраст требует наибольшего внимания к себе в плане предоставляемых
возможностей для ускорения психического развития ребенка, использование или не
использование которых может иметь серьезные последствия? С
психолого-педагогической точки зрения это ранний детский возраст, от одного
года до трех лет. По данным, которыми в настоящее время располагает
психологическая наука, этот возраст является одним из ключевых в жизни ребенка
и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Если взрослые,
окружающие ребенка, на протяжении этого возраста будут оказывать поддержку
ребенку, он будет гораздо быстрее развиваться. Создавая доброжелательную
обстановку, общаясь искренне и с любовью, Вы сформируете у малыша чувство
доверия к миру, тем самым не мешаете
ему открывать двери страны познания.
Особое
значение этого возраста объясняется тем, что он непосредственно связан с тремя
фундаментальными жизненными приобретениями ребенка: прямохождением, речевым
общением и предметной деятельностью. Представьте малыша, который все время
сидит в манеже. Конечно, маме спокойно, она может заниматься своими делами, а
малыш своими. « Что тут плохого » - спросите
Вы? Ограниченное поступление информации, которая так необходима для «питания» мозга. Как
только малыш встал на ножки, никаких манежей! Благодаря переходу к вертикальной
походке ребенок получает возможность видеть дальше и больше вокруг себя. Он для
того и начал ходить, чтобы получить широкую ориентацию в пространстве. И
конечно же освободить руки. Благодаря им ребенок не только получает информацию
об окружающем мире, но и постепенно развивает интеллект. По данным некоторых
исследований, правое и левое полушария головного мозга, контролируя движения
рук, дополняют друг друга. Правое, позволяет малышу узнавать предметы при
помощи осязания. Это же полушарие отвечает за ориентацию в пространстве, то
есть умение определять собственное положение по отношению к предметам,
различать право и лево, осознавать, что находится впереди, а что – сзади. Левое
полушарие обеспечивает более тонкий процесс анализа и синтеза информации.
Именно оно отвечает за точность движений. Благодаря его работе человек осваивает
так называемую мелкую моторику – способность взять горошину, упавшую с пола
крошку или перышко. Позднее, в школе, левое полушарие позволит ребенку узнавать
абстрактные формы посредством осязания и зрения. Но чтобы как следует
натренировать руку, маленькому человеку необходимо одновременно контролировать
свой мышечный тонус. А значит постепенно учиться расслаблять кисть, локоть и
плечо. Необходимо считаться с развитием его двигательных способностей: начиная
держать головку, ребенок пытается согласовать движение рук с тем, что видит (это
называется зрительно-моторной координацией). Затем малыш учится управлять
движениями туловища. И только оказавшись в вертикальном положении, он сможет
совершенствовать свои хватательные способности. Сидя, это делать куда удобнее.
Ну а потом, вытянув вперед ручки, можно отправляться завоевывать мир. При
общении ребенок очень рано начинает использовать руки, чтобы подтвердить свои
желания и дополнить пока несовершенную речь: он указывает на предмет и для
того, чтобы им завладеть, и для того, чтобы взрослые этот предмет назвали. Еще
не начав говорить, малыш объясняется при помощи жестов: психологи советуют,
использовать при общении с вашим малышом жестикуляцию, ему будет удобнее
разъясниться с вами. И наконец. Руки способствуют развитию интеллекта, который
в период от 0 до 2 лет проходит « сенсомоторную » стадию, как определил ее
знаменитый швейцарский психолог Жан Пиаже. Другими словами, постижение
мыслительного процесса и накопление знаний происходит в основном опытным путем,
а значит напрямую связано с моторикой. В течении этих двух важнейших лет ребенок
прикасается ко всему, что его окружает, чтобы собрать как можно больше
разнообразных ощущений, которые сообщают ему о свойствах предметов. Так ребенок
узнает, что существуют мягкие и твердые поверхности, что вода льется, а бумага
рвется. Хорошо если взрослый все это еще и озвучит. Малыш сортирует эту
информацию, от природы он наделен памятью и способностью к логическому
мышлению, строит и совершенствует схемы познания.
Совершенствование хватательной функции рук происходит
поэтапно, так же как умственное развитие. Давайте подробно рассмотрим, как
происходит развитие с 1 года.
К
году благодаря обильной практике кроха уверенно держит в руке любой предмет.
Мышцы стали сильнее, суставы тоже достигли определенной зрелости: малыш может
вытащить одну игрушку из другой, вставить обратно, похлопать в ладоши, может
держать предмет между большим и указательным пальцами, он может взять фасоль и
маленькую пуговицу. Что очень важно, он начинает вырабатывать стратегию
действий, чтобы, например, заставить звенеть колокольчик. Наступает золотое
время для «исследовательской работы». Между 12 и 15 месяцами церебральные
импульсы становятся более тонкими. Это позволяет его ручкам действовать
независимо друг от друга, т.е. пока одна, что-то достает, другая отдыхает. К 18
месяцам он может сложить шарики в бутылку, построить башню из трех кубиков,
нарисовать каракули карандашом. Ему очень нравится переворачивать страницы в
книге. Я советую родителям вместе
со своим чадами закручивать винтики,
открывать крышки из разных видов банок ( предложите ему разного размера банки 2
или 3, пусть подберет нужную крышку ).
Чтобы
развить тактильные и хватательные навыки предложите ребенку, в возрасте от года
до двух, игрушки из различных материалов: предметы разнообразных форм, кусочки
материи. Бумагу с разной фактурой, звуковые игрушки ( колокольчики, пищалки,
барабаны ). Ближе к двум годам малышу понравится рисовать кистью, карандашом,
лепить из пластилина ( только мягкий, предназначенный для маленьких детей )
Манипуляции которые он будет осуществлять принесут ему, помимо удовольствия,
явный прогресс в развитии. Очень важно стимулировать независимую работу
пальчиков. Для этого играйте с ним с мелкими предметами: пуговки, камешки,
перышки, фасольки и бусинки. Сортируйте их по форме, цвету. Складывайте в
бутылку с узким горлышком и т.д. Осторожно!!! Следите за тем, чтобы ваш
исследователь ничего не проглатил! Играйте только вместе. Покрасьте каждый
его пальчик в разный цвет, пусть малыш попробует «перепутать» цвета, переплетая
пальцы. Нарисуйте на кончике каждого пальца фигурки и поиграйте в театр
марионеток. Очень хорошо развивает моторику конструктор, игры М. Монтессори,
Никитиных, Красноухова, Кайе и д.р. Мария Монтессори считала, что с первого дня
появления на свет ребенок, как губка, впитывает все, что его окружает. Стоит
соответственно обустроить окружающее ребенка культурное пространство и
поддержать малыша, как мы увидим чудо раскрытия человеческой природы. Она
заметила, что в разные периоды жизни ребенок концентрируется на определенных занятиях.
Например, в возрасте один-полутора года дети любят подбирать предметы по форме
и размеру. Игры из серии рамки-вкладыши позволяют им не только заниматься
любимым делом, но и узнавать много нового и интересного, тренировать мелкую
мускулатуру рук. В эту серию входят: Листья деревьев, Грибы, Овощи, Фрукты,
Птицы, Рыбы, Бабочки, Домашние животные и т.д. Эти рамки имеют свои степени
сложности, Вы можете всегда проконсультироваться у психолога. Он подберет
нужные развивающие игры специально для Вашего ребенка.
Кроме
прямохождения и предметной деятельности у ребенка формируются необходимые умения и навыки и через
взрослого человека, владеющего ими, быстрее приобщится к человеческой культуре.
Но главное состоит в том, что в данном возрасте ребенок овладевает тем умением,
которое существенным образом влияет на его последующее поведенческое,
интеллектуальное и личностное развитие. Я имею в виду речевое общение. Именно в
этом возрасте ребенок впервые открывает для себя тот замечательный факт, что
всё в мире людей имеет свое название. Через речевое общение со взрослыми, в
раннем детстве, он приобретает в десятки раз больше информации об окружающем
его мире, чем с помощью всех данных ему от природы органов чувств. Несмотря на
то, что по своей структуре и правилам язык представляет собой одно из наиболее
сложных изобретений человечества, дети всех стран и народов с удивительной
легкостью в раннем детстве усваивают его и овладевают речью, причем этот
процесс начинается у всех детей одинаково и проходит одни и те же стадии. К
возрасту около года ребенок произносит отдельные слова, примерно в два года он
говорит двух-трехсложными предложениями. К трем говорит разборчиво, а к четырем
дети в состоянии разговаривать почти так же хорошо, как и взрослые. Но это
всего лишь жесткие рамки. Старайтесь не комплексовать и постоянно сравнивать с
ними способность вашего крохи. Мне хотелось бы посоветовать Вам несколько
приемов развития речи.
Прежде
всего всегда говорите с крохой, даже если ему нет еще 1 месяца! В период
гуления и лепета необходимо вызывать интерес у ребенка к речевым звукам,
поощрять его « разговор », в целях развития слуха необходимо повторять за
ребенком то, что он произносит. Показывая игрушку обязательно характеризуйте
ее. ( Это рыбка. Она оранжевая, очень красивая. Рыбка любит плавать в воде
и т.д.) Одевая и купая малыша следует
называть части его тела, сопровождая свои действия словами. Наряду с
облегченными словами « кися », « тик-так » необходимо называть полные их названия. На втором году жизни развиваем стремление у
ребенка к разговору с окружающими. Четко произносим слова и как можно больше
читаем стихотворений и сказок. Помогайте ребенку расширять словарный запас,
поправлять неточности в грамматическом строе. Не забывайте удовлетворять
любознательность, учите задавать вопросы и естественно отвечайте на них. Важное
место в речевых занятиях с ребенком должна занимать тренировка артикуляционного
аппарата. Учите малыша управлять силой голоса, темпом речи. Лучше, если Вы сами
будете это использовать в своей речи. Особое внимание нужно уделить ребенку,
речь которого ускорена. Она является нередко предвестником заикания. Не
торопите малыша, старайтесь уделить ему время для общения. Если малыш
произносит слова неправильно, повторять не следует. Вся работа должна проводится
настойчиво, НО обязательно в спокойной и дружелюбной обстановке! Перед тем как
проводить занятия, в правильности которых Вы сомневаетесь – посоветуйтесь с
психологом или логопедом.
Оксана Наумыч, "Центр осознанного родительства"