О том, как важно говорить с ребенком
С первого дня жизни между матерью и ребенком не прекращается общение. Мать
общается с ребенком посредством голоса, взглядов и прикосновений. Ухаживая за
ребенком физически, мать обогащает его и психологическим опытом, удовлетворяя
его физические надобности, она выражает ребенку свои чувства. Мать склонна инстинктивно
говорить с младенцем не только потому, что это привычный для взрослых вид общения,
но и потому, что голосом она преодолевает дистанцию. Когда она говорит, у ребенка
возникает ощущение, что его держат на руках, даже если на самом деле это не
так. Разговаривая с ребенком, мать нередко выражает словами то, что он в этот
момент, скорее всего чувствует, или называет то, на что он смотрит. Некоторые
матери делают это чаще других, но в течении дня жизненно необходимо разговаривать
с ребенком в любой форме, если вы хотите, чтобы он приучился узнавать звуки
и, позже, слова.
В раннем младенчестве ребенок тоже общается с матерью, но по-своему. Он смотрит
на нее, пока ест, когда она к нему обращается, он разводит ручками или тянется
к ней. Он поворачивает голову к материнской груди, чувствуя тепло и ее запах,
и энергия, с которой он сосет молоко или трогает одежду, говорит об удовольствии,
которое он испытывает от близости с матерью. Но, конечно, самым действенным
и неотложным способом обратиться к матери остается плач или крик, извещающий
о том, что ему больно или неуютно. Иногда интуитивно, иногда путем проб и ошибок,
матери быстро научаются различать, от чего плачет ребенок.
К концу первого года жизни, по мере того, как ребенок становится более независимым,
он все больше старается повторить звуки и слова, которые говорит ему мать. Способность
к этому вытекает не только из естественной потребности установить контакт, но
и из опыта прислушивания к материнской речи. Сначала ребенок наслаждается тем,
что издает звуки и слоги, а мать повторяет за ним, помогая выговаривать их более
ясно. Первые слова обычно - "мама", "папа", "баба", а позже к ним добавляется
важное слово "нет".
"Мама", "папа", "баба" самые значительные для ребенка слова получаются из привычных
для него звуков. Какие слова ребенок выучит дальше, зависит от его окружения
и интересов семьи. Дети очень различаются по тому, когда и с какой скоростью
они начинают учиться говорить. Один ребенок может быстренько накопить обширный
словарный запас, в то время как другого больше интересуют то, что происходит
вокруг, и он будет неохотно отказываться от младенческих способов общения. Если
ваш ребенок энергичен и интересуется всем подряд, нет никакой необходимости
беспокоиться, что к нему медленно приходят слова, - это вопрос времени.
Годовалый ребенок постепенно учится что-то для себя просить, указывать, что
он хочет, чаще словами, чем сигналами и жестами, но сначала все это сложно разделить,
и слова составляют лишь часть всего общения. Часто ситуация говорит сама за
себя, или достаточно интонации материнского голоса, и слова не играют определяющей
роли. Из этих безошибочных ситуаций ребенок выуживает и выучивает соответствующие
слова. Матери в разговоре с ребенком часто приходится использовать одно слово
или фразу, произнося их отчетливо и ясно, однако можно говорить и предложениями,
иначе ребенок будет воспринимать слова расплывчато и разрознено. Опять же, некоторые
матери начинают разговаривать с ребенком очень рано, хотя и знают, что он еще
не понимает слов. Мать рассказывает ему, что она делает, готовя ему пищу, или
что они будут делать, когда она оденет его, или что их ждет по возвращении с
прогулки. Слушая все это, ребенок привыкает к звукам и словам вкупе с приятным
чувством уверенности и вовлеченности в происходящее. Эти переживания обогащают
также интонациями и тембром материнского голоса, позже ребенок применит этот
опыт, когда сам начнет составлять предложения. Родителей ждет настоящее открытие,
когда они услышат в голосе ребенка собственные интонации.
Детские стишки и игры на пальчиках или ладошках, типа "Ладушки-ладушки", "Сорока-ворона"
бесценны по своему значению и доставляют ребенку огромное удовольствие. Малыш
узнает слова из их неоднократного повтора и вместе с этим переживает приятный
близкий физический контакт с матерью или отцом.
Вместе с речью развивается и способность рассуждать, устанавливать связи, предугадывать
события и действия.
Это приводит нас к одному из самых важных факторов в обучении ребенка языку.
Ребенок не может сам перенять язык от своего взрослого окружения. Второй стороной
в этом процессе выступает мать, или другие члены семьи, которые обращаются к
ребенку и слушают его ответы.
Воспитанники интернатов и детских домов, у которых нет заинтересованной матери
или няни, готовой тратить время и внимание на то, чтобы слушать их лепет, отличаются
скудным словарным запасом. В больших семьях у малышей тоже бывает плохо с речью,
несмотря на то, что вокруг разговаривают, и даже слишком много, но ни у кого
не находится времени и желания поговорить с ребенком и спокойно выслушать, что
же он пытается сказать. Потуги ребенка объясниться теряются в общем гаме. В
больших семьях, где много старших братьев и сестер, развивается другая привычка
- предугадывать и выполнять просьбы ребенка раньше, чем он успеет потрудиться,
чтобы их сформулировать.
Тихо посидеть с ребенком над книжкой с картинками, например, вечером, перед
тем, как уложить спать, - один из лучших способов познакомить малыша с новыми
словами, вместе с тем обогатив его опыт. Поначалу ребенку нравится слушать,
как мать или отец говорят о том, что изображено на картинке, а затем ему самому
захочется произнести эти слова. Ребенок, который научился, глядя на изображение,
к примеру, чашки, представлять ее и думать о ней, в интеллектуальном смысле
далеко шагнул от младенца , который мог думать только о том, что находится прямо
перед ним. Сидя на коленях у отца или матери, или рядом с ними, после утомительного
дня, ребенок расслабляется и обучение у него ассоциируется с чувством взаимного
удовольствия и спокойствия….
Чрезвычайно важно, чтобы ребенок мог выяснить свои способности и возможности.
Для этого к нему надо прислушиваться и воспринимать его "нет" как можно более
серьезно. Если его естественную в этот период склонность говорить "нет" не уважают,
он может стать либо излишне покорным, потому что отчаянно нуждается в любви
и одобрении родителей, либо чрезвычайно упрямым и своевольным. Большинство родителей,
если их спросить, согласились бы с тем, что хотят, чтобы их ребенок рос со своим
собственным мнением, а не подчинялся рабски тому, что скажут другие. "Нет" неизбежно
содержит агрессию и неприятие, и на этой критической стадии ребенку нужно попрактиковаться
в выражении этих чувств без риска быть наказанным или почувствовать себя капризным.
Если ребенок в целом ощущает, что его уважают, прислушиваются к его мнению и
желанию что-то сделать самому и не торопят, он быстрее научится справляться
в условиях спешки. Подобным же образом, если его в разумных пределах обеспечивают
свободой изучать и проверять вещи на прочность, он легче подчинится правилам
и запрещениям, когда это будет необходимо.
Использованная литература:
некоторые главы из книги Дебора Стайер "Вашему ребенку 1 год"