Причины речевых нарушений
Ярош Татьяна Александровна
Ещё в глубокой древности греческий философ и врач Гиппократ видел причину ряда речевых расстройств в поражении мозга. Но подлинное научное подтверждение этому было дано лишь в 1861г., когда французский врач Поль Брока показал наличие в головном мозге поля, специально относящегося к речи, и связал нарушение речи с его поражением.
В 1874г. аналогичное открытие было сделано Вернике: установлена связь понимания речи с сохранностью определённого участка мозга. С этого времени стала доказана связь речевых расстройств с изменениями определённых отделов коры головного мозга.
Такие патологические изменения в коре мозга возникают вследствие различных неблагоприятных воздействий (инфекции, травмы, интоксикации) на центральную нервную систему ребёнка и на его организм в целом. Выделяют внутриутробную (перинатальную) патологию, повреждение при родах (натальная патология) и воздействие вредных факторов после рождения (постнатальная патология). Внутриутробные нарушения обусловлены заболеваниями матери во время беременности, приёмом лекарственных препаратов, радиацией, вибрацией, приёмом алкоголя и курением. Определённую рол может играть иммунологическая несовместимость крови матери и плода по резус-фактору, по группе крови. Родовая патология возникает при затяжных или стремительных родах, тугом обвитии пуповиной, кесаревом сечении, неправильном положении плода.
Речевые нарушения чаще возникают у мальчиков. Установлено различие в развитии правого и левого (речевого) полушария головного мозга. Левое полушарие осуществляет в основном речевую функцию, а правое – зрительно-пространственную. У мальчиков быстрее развивается правое полушарие, а у девочек, наоборот, левое (речевое), в связи с чем у них отмечаются более ранние сроки речевого развития.
В возникновении речевых нарушений у детей большую роль играют ранние органические поражения мозга, сочетающиеся с неблагоприятными условиями воспитания и окружения ребёнка в первые годы его жизни. Особое значение имеет нарушение взаимосвязи матери с ребёнком в первые годы жизни. Известно, что нормальное доречевое развитие на первом году жизни, имеющее важное значение для формирования речевой функции, возможно только при адекватном взаимодействии ребёнка с матерью. В основе созревания речевой функции лежит поступление из внешнего мира различных сигналов, прежде всего речевых. Источником их является взрослый, который общается с ребёнком. В связи с этим роль речевого окружения и общения очень велика, и их недостаточность может быть одной из основных причин, нарушающих формирование речи.
Для нормального речевого развития ребенка общение должно быть значимым, проходить на эмоционально положительном фоне и побуждать его к ответу. Малышу недостаточно просто слышать звуки (радио, телевизор), необходимо, прежде всего, прямое общение с взрослыми.
Развитие речи ребёнка задерживается и нарушается при неблагоприятных внешних условиях: отсутствие эмоционально положительного окружения, сверхшумное окружения. Речь развивается с помощью подражания, поэтому некоторые речевые нарушения (нечёткость произношения, заикание, нарушение темпа речи) могут иметь в своей основе подражание членам семьи. Речевые нарушения часто возникают при различных психических травмах (испуг, разлука с близкими, психотравмирующая ситуация в семье). Нарушения речи возникают также под влиянием общей физической ослабленности ребёнка, недоношенности, рахита, различных нарушений обмена веществ.
Определённое значение имеют и наследственные факторы. Наследственная отягощённость среди заикающихся составляет 17,5%. Отмечается роль наследственных факторов в возникновении нарушений письменной речи (дисграфии) и чтения (дислексии).
Существуют критические периоды в развитии речевой функции, которые проявляются в повышенной ранимости нервных механизмов речевой деятельности.
Первый критический период – 1-2 года жизни. В этом возрасте происходит наиболее интенсивное развитие корковых речевых зон, в частности, зон Брока. Любые неблагоприятные факторы могут отразиться на развитии речи ребёнка.
Второй критический период – 3 года, когда интенсивно развивается связная речь. Возникающая некоторая рассогласованность в работе центральной нервной системы приводит к изменению поведения (упрямство, негативизм). В связи с этим сильно повышается ранимость нервной системы, в связи с неблагоприятными факторами могут возникать заикание, отставание речевого развития.
Третий критический период – 6-7 лет – начало развития письменной речи. Возрастает нагрузка на центральную нервную систему. Любые нарушения речевой функции, имеющиеся у ребёнка, в эти критические периоды проявляются наиболее сильно, кроме того, могут возникать и новые расстройства.
В возникновении речевых нарушений большая роль принадлежит неправильно сформированному строению речевого аппарата. Это аномалии нёба (высокое, плоское, расщеплённое), дефекты развития верхней и нижней челюсти (неправильный прикус), укороченная уздечка языка и верхней губы.
В заключение отметим такой неблагоприятный фактор как педагогическая и социальная запущенность. Речь – явление социальное, она развивается лишь под влиянием окружения ребёнка. Если ребёнок не получает достаточного речевого общения, то развитие его собственной речи будет отставать. Родители рады, если ребёнок подолгу сам занимается игрушками и не мешает им. Но при этом они не должны забывать каждый день почитать малышу, рассмотреть картинку и задать вопросы по ней, разучить потешку или стишок. Если же ребёнок явно отстаёт от сверстников по развитию речи, то необходимо не позже трёх лет получить консультацию логопеда и невропатолога.
Ярош Татьяна Александровна