Речевое развитие. Активная речь
Ярош Татьяна Александровна
Первые слова. Когда же оно появляется, это желанное первое слово? По срокам появления речи и объёму активного словаря дети очень сильно различаются между собой, темпы овладения речью во многом зависят от индивидуальных особенностей ребёнка, от условий его жизни и воспитания. При нормальном в целом психическом развитии один ребёнок заговорит в 10 месяцев, а другой только в 1,5 года. Такие существенные индивидуальные различия сильно затрудняют определение возрастных норм речевого развития. Если ребёнок хорошо понимает обращённую к нему речь, заинтересованно слушает, узнаёт названия многих предметов и явлений, то его речевое развитие идёт нормально и рано или поздно он заговорит. Задачей родителей является стимулирование активного говорения. Как?
Для начала обсудим, что делать бесполезно. Многие родители предлагают ребёнку повторять слова за ними: "скажи "мама"", "скажи "мишка"". И к их радости малыш действительно повторяет, иногда очень отчётливо и внятно. Но собственно речью эти повторения не являются, поскольку несут для ребёнка не больше смысла, чем его обычный лепет. При регулярных и настойчивых подобных упражнениях многие дети начинают их избегать. Никакой прямой связи между такими повторениями и первым словом нет.
Слово - это знак, т.е. заместитель какого-либо предмета или понятия. Значит, за каждым словом должен стоять его смысл. Таким образом, чтобы у ребёнка появилось слово, должен быть предмет, который можно было бы обозначить этим словом. Но просто наличия предметов недостаточно, чтобы малыш заинтересовался ими и захотел назвать. Ведь множество предметов окружает его с первых минут после рождения, они очень быстро становятся чем-то обыденным, не замечающимся. Для того, чтобы ребёнок стал пользоваться словом, у него должна возникнуть в этом потребность, которая состоит из двух частей: потребности общаться со взрослым и потребности в каком-нибудь предмете. Для этого ему необходимо содержательное общение со взрослым - манипулирование игрушками, разрывание бумажек и другие предметные действия. Только такое общение и совместные действия вызывают необходимость самому сказать своё первое слово.
Первые слова ребёнка зачастую далеки по звучанию от настоящих названий предметов и явлений. Это отдельные слоги называемого слова или какое-то его сокращение, а возможно, слово ребёнка будет неожиданно абсолютно отличаться от реального. Например, "тятя" - книжка. Главное, что это определённое звуковое сочетание повторяется всегда при одних и тех же обстоятельствах, т.е. ребёнок вкладывает в него конкретный смысл.
Особенности первых слов малыша:
- в одном слове скрыта целая фраза. Так, в первом требовательном "дай!" эмоционально звучит: "Дай же мне эту блестящую красивую ложку! Она мне очень нравится, я хочу стучать ею и пробовать на вкус! Дай же поскорее!" Начинающий говорить ребёнок так полно сказать не может (да в этом и нет необходимости), но всё это ярко присутствует в его заинтересованном взгляде, требовательных жестах, нетерпении с которым тянется к желанному предмету;
- слово слито с предметом, т.е. ребёнок может назвать только тот предмет или действие, которые видит перед собой в данный момент. Малыш произносит "кика!" - увидев кошку, "ляля" - играя куклой. Но говорить о кошке или кукле вне контакта с ними ребёнок ещё не умеет. Сейчас слово для него - неотъемлемая характеристика предмета, такая же, как форма, цвет, предназначение;
- одно и то же слово может определять различные предметы. Например, "дали" - и ботинки, и кроссовки, и сапожки. А почему? Потому что летом были сандалики - "дали", и этим словом малыш стал называть всё, что обувается на ноги. Или, например, "мяу" - кошка, плюшевый медвежонок, мамина шуба, волосики. Казалось бы, совершенно разные предметы, но все они мягкие и пушистые, как кошечка, поэтому все они "мяу". Часто бывает, что целый ряд вещей малыш определяет именем их обладателя: очки, вязальные спицы, тапочки, фартук - всё это "баба", поскольку принадлежит бабушке. Таким образом, ребёнок делает первые обобщения предметов или явлений. Признаки, по которым обобщает малыш, могут быть совершенно неожиданными для взрослых, но они всегда ощутимые, их можно увидеть или потрогать, они тесно связаны с приятными или негативными переживаниями;
- несмотря на кажущуюся примитивность первых попыток говорить, в них присутствуют все основные функции речи. Это и стремление к называнию и обозначению, и стремление сообщать о своих переживаниях, и общение ребёнка со взрослыми.
Мы уже отметили, что развитие речи у каждого малыша идёт своими собственными темпами. Этот процесс индивидуален и зависит от многих факторов. Но бывает, что малышу нужно помочь "разговориться". Чтобы ориентироваться в причинах речевых трудностей, рассмотрим самые типичные из них (возраст 2-2,5 года).
Типичные причины речевых трудностей:
- задержка на этапе называния. Ребёнок с охотой и помногу называет различные предметы вслед за взрослым, но не переносит своё умение в сферу общения. Т.е. в определённой предметной ситуации называние есть, а в реальном взаимодействии с людьми заменяется возгласами, жестами, криками. Такая ситуация невротизирует ребёнка, поскольку он часто остаётся непонятым. Он становится капризным, выражает своё недовольство плачем и криком. Возникнуть такая задержка может в ситуации, когда взрослые ограничивают речевое общение с ребёнком только называнием предметов, при этом они мало разговаривают с ребёнком, не читают ему.
Что делать? Активно использовать речь во время предметных действий - сопровождать их увлекательным рассказом со множеством подробностей. Организовать сотрудничество, пускай вашим девизом будет "Давай вместе!". Создать питательную речевую среду - читать, слушать музыкальные сказки, как можно больше говорить с ребёнком.
- задержка на этапе эмоционального общения со взрослым. В этом случае общение сводится к выражению взаимной любви, улыбкам и ласкам, а слово как бы лишнее - всё и так понятно.
Что делать? Организовать предметное взаимодействие с малышом, только в совместной деятельности ребёнка и взрослого возникает потребность в первых активных словах.
- избыточная ориентация на предметный мир. В этом случае ребёнок много и с удовольствием играет с предметами, у него высокая двигательная активность, он радостно вокализирует. Но эти занятия поглощают его настолько, что он оказывается вне общения со взрослым. Во время своих занятий ребёнок не реагирует на обращения к нему, не стремится к контакту глаз, не испытывает потребности делиться своими впечатлениями от игры. Внешне такая ситуация может выглядеть вполне благополучной и удобной - ребёнок подолгу занимает себя сам, не доставляет родителям хлопот, не стремится к взаимодействию с ними. Но в действительности это неблагоприятное явление становится причиной отставания не только речевого, но и психического развития.
Что делать? Необходимо эмоциональное общение с ребёнком - ласки, контакт глаз, доброе и внимательное отношение, положительные оценки. Хорошо использовать для такого взаимодействия детские забавки - "сорока-ворона", "ладушки", "ку-ку" - прятаться за ладошками и эмоционально, радостно восстанавливать контакт глаз. Всем предметным играм постараться придавать "человеческий" характер: мишку кормим и укладываем спать, из кубиков строим домик для куклы, на машинке возим пассажиров и.т.д.
Стоит сократить количество игрушек, предпочесть те, в которые нужно играть вместе. Заинтересовать взаимодействием - например, если ребёнок не проявляет интереса к игре в мячик, то катать его друг другу начинают двое взрослых, при этом искренне радуясь и забавляясь. Как правило, ребёнок тут же выявляет желание включиться в игру. Очень хороши игры с имитацией - взрослый говорит от имени разных зверюшек, которые обращаются к ребёнку и друг к другу. Непосредственная атмосфера такой игры увлекает ребёнка, и он стремится активно участвовать в ней, в том числе и речью. Также очень полезно совместное чтение и обсуждение красивых и интересных книжек.
- задержка на этапе "детских слов". Сами по себе "детские слова" - нормальный этап речевого развития. Причинами употребления "ам-ам", "ава", "бибика", "топ-топ" и прочих специфических детских слов являются несовершенная пока ещё артикуляция и особенности речевого слуха ребёнка. Огрехи в произношении допустимы до 5 лет. Но бывает так, что ребёнок как бы "застревает" на детских словах, не стремится переходить к нормальным словам и улучшать своё произношение. Это чревато нарушениями чтения и письма в будущем. Чаще всего это бывает, если родители и другие родственники много сюсюкают и лепечут с ребёнком, сознательно используют примитивные слова в общении с ним.
Что делать? Обращаясь к ребёнку, четко и внятно произносить слова. Не нужно упрощать свою речь - этим можно оказать малышу лишь медвежью услугу. Заинтересовывать ребёнка правильным произношением - предлагать ему в виде игры повторять слово всё чётче и чётче. Здесь пригодятся имитации: взрослый повторяет одно и то же слово от имени разных зверей с разными интонациями, но неизменно чётко; ребёнок повторяет за ним. Также нужно возвращать ребёнку правильное произношение сказанного им слова. Например, несёт зайца: "Зяка!" - отвечаем: "Да, это зайка". Или увидел собаку: "Ав-ав!" - отвечаем: "Собачка". Ответ может быть как коротким, так и распространённым, главное, чтобы в нём звучало сказанное ребёнком слово.
- стремительное речевое развитие. Имеет место в случаях, когда сразу после года ребёнок начинает говорить развёрнутыми предложениями, с хорошей дикцией, используя сложные "взрослые" слова. Это, как ни странно, тоже может стать проблемой. Каким образом? Когда речевое развитие ребёнка сильно опережает все возрастные нормы и сроки, неокрепшая ещё нервная система не справляется с потоком информации, возникающим в связи с активным использованием речи. Ребёнок становится капризным, плохо спит, возникает тревожность и вялость - всё это симптомы перегрузки нервной системы. Такая ситуация часто усугубляется тем, что рано и хорошо говорящий ребенок становится предметом особой гордости родителей. Они постоянно с удовольствием разговаривают с ним, стимулируя тем самым речевое развитие больше и больше, демонстрируют успехи ребёнка всем друзьям и знакомым, что дополнительно нагружает нервную систему малыша. Постоянная перегрузка - прямая дорога к неврозу.
Что делать? Ребёнку необходим отдых, свобода от лишних впечатлений, в первую очередь речевых. Важно много гулять с ребёнком, играть в простые игры. Хорошо, если он будет часто проводить время в обществе сверстников. Стоит уделить внимание организации полноценного и достаточного сна. И ни в коем случае не перегружайте малыша новой информацией.
Таким образом, сложности на пути речевого развития могут возникать совершено разные. Чтобы воспользоваться тем или иным советом, родителям важно быть чуткими и внимательными к своему малышу, понимать его интересы, знать его характер. Не стоит расстраиваться, столкнувшись с трудностями. Важно отнестись к ним конструктивно и своевременно воспользоваться несложными рекомендациями, чтобы помочь ребёнку преодолеть препятствия на пути к членораздельной речи.