Признаки отклонений опорно-двигательного аппарата
Врачу очень сложно в ходе обследования за короткое время выявить
и распознать многочисленные возможные отклонения от нормального развития. Поэтому
во время осмотра мама должна обязательно помогать врачу и указывать на все подозрительные
моменты в развитии ее собственного ребенка.
Кто лучше мамы знает ее ребенка! Ежедневно и ежечасно она наблюдает
за ним, ее внимание устремлено на то, чему он научился за день, за неделю, за
месяц. По этой причине мама может быстрее врача заметить, в чем отстает ее малыш,
на что врачу следует обратить особенное внимание в ходе обследования.
Рассмотрим случаи, когда маме следует насторожиться и посоветоваться
с врачом. Это те случаи, когда умения ребенка ползать, сидеть, ходить, удерживать
игрушку, говорить и общаться с окружающими людьми не соответствуют возрасту.
То, что ребенок по своему поведеню и развитию отличается от остальных малышей,
еще не обязательно означает, что он отстает в развитии. Возможно, у него свой
путь, свои временные периоды развития. Но если у ребенка к определенному возрасту
не формируются соответствующие этому возрасту навыки и функции, причины и необходимые
действиия и лечение определит только врач.
- Ребенок учится ползать
- Ребенок учится сидеть
- Ребенок учится ходить
- Развитие хватательных движений
- Нарушения слуха и зрения
- Нарушения развития речи
- Нарушение социализации
Когда ребенок постепеннно учится ползать, можно выявить следующие
отклонения от нормы:
- Если ребенок к концу 1-го месяца жизни в вертикальном положении не может
на мгновение удержать головку.
- Если к концу второго месяца он не может приподнять головку на 5 см от поверхности
и удержать ее.
- Если к концу 3 месяца он не может, лежа на животе, удержать головку в течении
1 мин.
- Если к концу 4 месяца он не может, лежа на животе, приподнять туловище,
опираясь на предплечья
- Если к концу 5 месяца ребенок плохо поворачивается самостоятельно с живота
на спину.
- Если к концу 6 месяца, лежа на животе, он не может дотянуться до игрушки.
- Если к 8 месяцу он еще не может ползти назад.
- Если к концу 9 месяца не может повернуться вокуг своей оси и ползти вперед.
- Если к концу 11 месяца он не может ползать на четвереньках.
Умение сидеть формируется постепенно в течении 1-го
года жизни. Некоторые дети начинают сидеть рано, другие - поздно. Чтобы определить,
нарушено ли развитие функций, обеспечивающих умение сидеть, нужно знать следующие
признаки такого нарушения, которые проявляются еще до того, как умение сидеть
сформируется:
- Если ребенок к концу 2 месяца совершает несимметричные движения ручками
и ножками.
- Если к концу 3 месяца ребенок не может удерживать головку хотя бы на пол
минуты в вертикальном положении.
- Если к концу 4 месяца у него головка отклоняется назад в тот момент, когда
его поднимают из положения лежа на спине.
- Если к концу 5 месяца ребенок неувереннно держит голову, особенно в тот
момент, когда его поднимают за ручки из положения лежа на спине.
- Если к концу 7 месяца ребенок при подержки за руку родителей не пытается
сесть.
- Если к концу 9 месяца при сидении плохо удерживает равновесие или не может
повернуться вокруг своей оси.
- Если к концу 11 месяца не может сидеть с вытянутыми ногами.
Умение ходить тоже формируется постепенно, в течении
1 -го года жизни.
К врачу надо обратиться в том случае, если:
- К концу 4 месяца ребенок, когда его поддерживают в вертикальном положении
под мышками, не пытается опереться на кончики пальцев ног.
- К концу 6 месяца в таком же положении не пританцовывает.
- К концу 8 месяца не может короткое время стоять при подержке за ручки.
- К концу 11 месяца не пытается стоять, удерживаясь за мебель или стенки
манежа.
- К концу 11 месяца не может передвигаться, держась за опору.
- К концу 12 месяца не может делать несколько шагов, держась за руки взрослого.
- К концу 13 месяца не может самостоятельно стоять в течении минимум 10с.
- К концу 15 месяца не может свободно пройти 20 шагов.
- К концу 16 месяца не бегает свободно.
- К концу 20 месяца не может без поддержки пнуть мячик.
- К концу 30 месяца не может без поддержки спуститься по лестнице.
- К концу 36 месяца не может 1с без опоры удеражаться на одной ноге.
При рождении ребенок не обладает хватательными движениями.
В первые недели жизни проявляется хватательный рефлекс, который затем
исчезает. Появляются осознанные хватательные движения. Они формируются постепеннно,
и нарушения этих движений можно выявить до их окончательного формирования.
К врачу следует обратиться, если:
- К концу 3 месяца ребенок не тянется полуоткрытой ручкой к красному предмету.,
который держат перед ним.
- К концу 3 месяца не разглядывает свои ручки.
- К концу 5 месяца не может уверенно протянуть ручку к игрушке.
- К концу 6 месяца не может ухватить кубик.
- К концу 8 месяца не может удержать между указательным и большим пальцами
пуговицу.
- К концу 9 месяца не пытается самостоятельно пить из чашки и сдергивать
шапочку или платок.
- К концу 12 месяца не может удержать одной рукой 2 маленьких кубика или
подать игрушку взрослому.
- К концу 18 месяца не может построить башню из 3 кубиков.
- К концу 20 месяца не может чертить прямые линии.
- К концу 24 месяца не может отвинтить крышку от банки.
- К концу 33 месяца не может аккуратно есть ложкой суп.
- К концу 36 месяца не может налить воду в чашку.