1 и 2 месяцы жизни. Что должен уметь малыш?
Скляренко Элина Олеговна
К концу 1 месяца жизни новорожденный:
- Вздрагивает и мигает при резком звуке.
Например, с 9-11 дня , ребенок уже различает звуки, реагируя плачем на резкие,
громкие, но пока еще не прислушивается к ним. Прислушиваться он начинает между
3 и 5 неделями жизни. Малыш успокаивается при сильном звуке (реакция слухового
сосредоточения) на 10-15 секунд, прислушивается к голосу взрослого, звуку
игрушки.
- Удерживает в поле зрения неподвижный предмет, т.е. способен к зрительному
сосредоточению.
К 20-22 дню исчезают нескоординированные движения глазных яблок. Зрительное
сосредоточение происходит на 15-30 дни, задержка взгляда на чем-то еще кратковременна.
Младенец фиксирует взглядом на 5 -10 секунд неподвижный предмет, находящийся
в его поле зрения на расстоянии 40-50 сантиметров. Общие движения еще заторможены.
Малыш еще дальнозорок, и не следует фиксировать его взгляд на предметах, расположенных
ближе полуметра, иначе он будет косить глазами, чтобы рассмотреть предмет
или игрушку.
- В положении лежа на животе поднимает и удерживает головку в течение 5-20
секунд.
Например, уже на 8 – 10 день ребенок пытается поднять головку, если его положить
на животик, а в двухнедельном возрасте поворачивает ее к источнику звука.
- В этот период появляется первая улыбка в ответ на обращенную речь.
Улыбка – это призыв к взаимопониманию, приглашение к общению, выражение положительных
эмоций!
- Младенец может издавать отдельные звуки в ответ на разговор, иногда реакция
еще отсрочена на несколько секунд.
Например, некоторые младенцы, уже через несколько часов после рождения, могут
подражать, если кто-нибудь высунет язык или откроет рот. В самом начале ребенок
плачет или кричит, потом начинает издавать горловые звуки, которых к месяцу
все меньше. На втором месяце малыш начнет произносить звуки, напоминающие
“а”, “кх”, “ах” и пр… Когда малыш спит, часто можно слышать тихое посапывание
или даже “храп”.
- Движения еще не координированы.
Например, уже в первый день жизни у здорового новорожденного регистрируют
более 170, а на 10 день жизни более 550 отдельных и общих движений в минуту!
Разумеется, речь идет о незрелых, нескоординированных движениях, являющихся
следствием возбуждения незрелых центров мозга. Но все эти движения очень важны
для развития ребенка!
К концу 2 месяца жизни малыш:
- Длительно смотрит на привлекший внимание неподвижный предмет и длительно
следит за движущимся предметом. Способен задерживать взгляд в течение 15-30
секунд.
Взгляд малыша устойчив, он сосредоточенно смотрит! Все, что он видит, удивляет
его. Удивление - это начало познания, начало любознательности. Малыш начинает
воспринимать мир, выделяя отдельные предметы, большое и малое, приятное и
неприятное. Он улыбается!
- Возникает “реакция оживления”. Это реакция на общение со взрослыми, когда
малыш вместе с улыбкой, оживленно двигает ножками и ручками!
- Удерживает головку.
Некоторые малыши способны уже зрительно сосредотачиваться в вертикальном положении,
поворачивать головку вслед за предметом и следить за ним взглядом на расстоянии
до полутора метров, прислушиваться к звуку, пристально смотреть на источник
света.
- Предпочитает находиться на руках у взрослого.
Для полноценного психического развития малыша очень важно брать его на руки!
Именно такое положение дает ему возможность видеть и слышать, что способствует
умственному развитию. В положении на руках малыш удовлетворяет ориентировочный
рефлекс.
- Спонтанно произносит отдельные звуки, например, “кхе”, “ах” и пр.
На втором месяце жизни в криках и плаче ребенка можно уже четко распознать
отличия его требований. Голод и боль вызывают резкий крик, а уставший малыш
издает “жалобное” ворчание…Протяжное “агу”, покачивание головкой, веселые
глазки, вытянутые губки – все это означает удовольствие!
Разговаривайте с малышом с самых первых дней его жизни! Рассказывайте
ему обо всем, что вас волнует, или чему вы радуетесь, говорите легко и просто,
нежно… Не бойтесь жестикулировать и выражать мимику, все это будет способствовать
развитию речи вашего малыша. Говорите правильным языком. Исследования показали,
что речь детей, с которыми рано разговаривали не детским языком, развивалась
значительно быстрее… Помните: развитие речи и интеллекта взаимосвязаны!