Пора в школу. Вы готовы?
« - Моему Максимке летом будет шесть. Он у меня такой умница, так много знает! Осенью пойдет в школу.
- А я свою Настеньку пока оставлю в детсаду. Она у меня такая маленькая, хрупкая. Она же будет самой мелкой в классе. Нет, думаю, она к школе пока не готова».
Для многих родителей вопрос готовности ребенка к школе чрезвычайно актуален и малопонятен. Какой критерий самый важный: возраст, здоровье, уровень знаний, физическое развитие или что-то еще? Как разобраться самостоятельно, к кому бежать за помощью?
Здоровье – основа всего. Первое, на что вы должны ориентироваться – это здоровье малыша. Серьезно задумайтесь о том, стоит ли вести в школу с 6 лет вашего ребенка, если у него имеются хронические заболевания или он перенес тяжелую болезнь на протяжении последнего года, болеет 4 раза в году и более. Детей, имеющих отклонение в состоянии здоровья, необходимо проконсультировать с педиатром, врачами-специалистами, которые помогут вам определиться с целесообразностью поступления в школу.
Кроме того, существуют понятия «паспортный» и «биологический возраст». Биологический возраст – степень зрелости органов и систем организма, достигнутая к определенному паспортному возрасту. Например, зрелость органов и систем организма шестилетнего ребенка может на самом деле соответствовать уровню развития пятилетнего или даже четырехлетнего. Естественно, такой малыш, идя в школу в 6 лет, будет чувствовать себя не комфортно. Определить биологический возраст малыша помогут ваш педиатр и психолог в детском саду.
Психолог – первая инстанция. Итак, со здоровьем все отлично. В таком случае, следующий этап – знакомство с так называемыми школьными тестами. Очень хорошо, когда в детсаду с ребенком периодически работает психолог. Тогда у вашего малыша есть возможность заранее подготовиться к школьному собеседованию. В задачи психолога при приеме ребенка в школу входит определение уровня развития его речи и моторики (готовности к письму), степени концентрации внимания.
Отправляясь на собеседование с психологом, будьте готовы к тому, что малыш сам будет демонстрировать свои возможности, т. к. родителей к беседе не допускают. При этом в идеале ребенок должен четко отвечать на поставленные вопросы, не стесняясь постороннего человека (психолога). Что же происходит за закрытыми дверями? Чаще всего психологи просят ребенка нарисовать рисунок. Например, по тому, как изображен человечек (подробность, пропорциональность рисунка) можно оценить уровни развития мышления, внимания и памяти ребенка. А по тому, как он справляется с воспроизведением предложенного образца (срисовывание короткой фразы, обведение круга), - о готовности руки к обучению письму. Чтобы выяснить речевые возможности ребенка, психолог беседует с ним. Например, просит рассказать о себе (полное имя, домашний адрес), своих родителях (сообщить полные имена, места работы и занимаемые должности), о погоде на улице, времени года и т.д.
Поведение ребенка в совокупности с выполненными заданиями позволяют психологу сделать вывод о его способности концентрироваться. В идеале считается, что пятилетний малыш должен уметь удерживать свое внимание не менее 10 – 15 минут.
Общие знания – ключ к успеху. Пообщавшись с психологом, ваш ребенок отправится на встречу с завучем младших классов или завучем по воспитательной работе, которые будут определять уровень общих знаний малыша.
Кроме системы знаний об окружающем мире, природе, обществе, у ребенка перед школой должен быть определенный запас так называемых специальных знаний, которые помогут ему усвоить школьный материал.
Например, ваш малыш должен уметь определять пространственное расположение предметов (верх, низ, над, под, справа, слева, сбоку и т. п.). Уметь отличать друг от друга основные геометрические фигуры. Ребенок должен оперировать такими понятиями, как больше, меньше, часть, целое, считать до десяти и обратно, сравнивать числа (больше, меньше), а также читать.
Элитные школы – требования расширяются. Однако если вы готовите ребенка к поступлению в престижное учебное заведение, перечисленных навыков может оказаться недостаточно. Ваш малыш должен: посчитать до двадцати и "обратно", а также "через два" - только четные или нечетные числа, прочитать и с ходу пересказать текст, ответить на предложенные вопросы по тексту, составить связный рассказ по предложенной картинке, продемонстрировать рисунки или же прочие плоды своего творчества. Кроме того, ребенку нужно рассказать заученное стихотворение или спеть песенку. И, наконец, будущий первоклассник должен сдать тест на IQ (коэффициент интеллектуального развития), решив предложенную ему логическую задачу.
Зоя Шевченко, педагог центра «Азбука для родителей».