Нарушения письменной речи у младших школьников
Ярош Татьяна Александровна
Письменная речь – вид умственной деятельности
Письменная речь в отличие от устной формируется в условиях целенаправленного обучения, т.е. механизмы письменной речи создаются в период обучения грамоте и усовершенствуются в ходе дальнейшего образования. Овладение грамотой – это сложная умственная деятельность, которая требует достаточной зрелости многих психических функций ребёнка.
Письмо, как таковое, включает ряд специфических операций:
1. Анализ звукового состава слова. Первое условие письма – определение последовательности звуков в слове. Второе условие - уточнение звуков, т.е. различение глухих и звонких, твёрдых и мягких, а также свистящих и шипящих фонем (речевых звуков).
2. Перевод фонем в графемы (письменные знаки) с учётом правильного написания их элементов. Это означает, что ребёнок должен представлять себе буквы, составляющие данное слово, их правильное написание (часто дети «зеркалят» буквы, например И – N, Я – R)
3. «Перешифровка» зрительных схем букв в систему последовательных движений глаз и руки, необходимых для записи слова.
Начальный период обучения грамоте предполагает воспитание сложного единства представлений об акустическом, артикуляторном, оптическом образе слова. Для овладения письменной речью имеет существенное значение степень сформированности фонетико-фонематических процессов и лексико-грамматической системы речи ребёнка. Но для формирования полноценных навыков письма большое значение имеет состояние и некоторых неречевых функций: зрительно-пространственного различения, костно-мышечных ощущений, памяти, внимания, наблюдательности, мышления.
Как известно, дети с нормальной речью на протяжении всего дошкольного возраста усваивают необходимый словарный запас, овладевают грамматическими формами. У них также формируется готовность к овладению звуковым анализом и синтезом слов. Но у детей с разными формами речевой патологии происходит отставание в развитии этих процессов. Поэтому дети-логопаты оказываются неспособными полностью овладеть письмом и чтением. Нарушения чтения и письменной речи встречаются у детей достаточно часто. Патологию письменной речи обозначают термином «дисграфия».
Установлено, что нарушения письма у детей чаще всего возникают в результате общего недоразвития речи, когда страдают и фонетико-фонематическая и лексико-грамматическая системы речи. Дисграфические ошибки при отсутствии коррекционных занятий сохраняются в письме школьников и в последующие годы. Поэтому чрезвычайно важным является раннее выявление дисграфии у младших школьников. С этой целью логопеды школьных логопедических пунктов в сентябре раздают тексты специально подобранных диктантов учителям 2-4 классов. Из написанных учениками диктантов логопед отбирает те, в которых встречаются дисграфические ошибки.
Характеристика специфических ошибок письменной речи.
1. Ошибки на уровне буквы и слога:
1.1. Пропуски букв и слогов. Они говорят о том, что ученик не выделяет в составе слова всех его компонентов. Чаще всего пропускаются буквы, которые обозначают гласные звуки, например, «рак» - «рк», «рыба» - «рба», «корова» - «крва». Буквы, которые обозначают согласные звуки, часто пропускаются при стечении согласных в слове, например, «стол» - «сол», «скрипка» - «скипка».
1.2. Вставление лишних букв в слово. Чаще всего это случается при стечении согласных, например, «тигр» - «тигар», «зубр» - «зубер».
1.3. Перестановки букв и слогов, например, «дрова» - «двора», «вертолёт» - «ветролёт»
1.4. Застревание на определённых буквах и слогах, например, «ходила» - «ходидила», «дерево» - «девево».
1.5. Замены букв. Указывают на то, что ученик выделил в составе слова звук, но для его обозначения выбрал неправильную букву. Это бывает в таких случаях:
- при нечётком различении глухих и звонких, твёрдых и мягких согласных, «лифт» - «ливт», «любит» - «лубит». Очень распространённым является смешение свистящих и шипящих звуков, «старушка» - «старуска», «железо» - «зелезо»
- при недостаточном закреплении связи между звуком и зрительным образом буквы
- при нечётком различении букв, которые имеют сходство в написании. В этих заменах совпадает написание первого элемента двух букв. После написания первого элемента ученик не может дальше дифференцировать тонкие движения руки. Он или неправильно передаёт количество однородных элементов (и – ш, л – м, п – т), или ошибочно выбирает следующий элемент (и – у, Г – Р, б – д ).
У некоторых детей эти ошибки переходят и в чтение.
2. Ошибки на уровне слова:
2.1. Раздельно написание частей слова наблюдается в таких случаях
- когда приставка или начальная буква слова напоминает предлог, союз или местоимение. Например, «называть» - «на зывать», «ядовитый» - «я довитый»
- при стечении согласных, «брали» - «б рали»
2.2. Слитное написание слов:
- слитное написание предлога или союза с последующим словом, «в классе» - «вклассе», «с мамой» - «смамой»
- слитное написание двух самостоятельных слов, «все дети» - «вседети». В тяжёлых случаях все слова в предложении сливаются в одно, «Ягулялнаулице».
- морфологические ошибки. Неправильное словообразование при помощи приставки и суффикса, «безусый» - «безусатый», «коровий» - «коровный».
3. Ошибки на уровне предложения и словосочетаний:
3.1. Отсутствие заглавной буквы в начале предложения
3.2. Отсутствие точки в конце предложения
3.3. Неправильная связь слов в предложении или словосочетании:
- неумение правильно использовать грамматические категории рода и числа («пять ёлочков», «наступил ночь»)
- неправильный порядок слов в предложении («Мы ездили к бабушке летом и на море»)
Психологическое обследование обнаруживает, что в ряде заданий дети с нарушениями письма испытывают существенно большие трудности, чем дети без нарушений. Характерным для детей с нарушениями письма является тот факт, что обнаруженные нарушения образуют определённые виды объединений. Наиболее распространены такие:
- нарушение ориентации «право-лево» совместно со слабостью кратковременной слухо-речевовой памяти и низкими изобразительными возможностями;
- слабость кратковременной слухоречевой памяти совместно с недостаточностью
- слабость кратковременной слухоречевой памяти совместно с низкими изобразительными возможностями и неспособностью к «рядоговорению» (перечислению времён года, дней недели).
Таким образом, дисграфия является одним из проявлений системного недоразвития речи, которое охватывает все стороны речевого развития ребёнка, а также ряд его неречевых функций. Очень важна своевременная коррекционная работа с логопедом.