Неуспевающие дети. Причины трудностей в обучении
Гончаренко Татьяна Геннадьевна
Проблема школьной неуспеваемости является сегодня очень актуальной.
Много детей с самого начала обучения попадают в разряд неуспевающих и на протяжении
многих школьных лет несут на себе ярлык отстающих. То, что дети не усваивают
материал полностью само по себе не так страшно.
Негативные последствия сказываются на формировании личности
ребенка:
- снижают его самооценку,
- смиряют ребенка с неуспехом, неспособностью,
- делают его пассивным, равнодушным к учебе, либо негативно настроенным
на любое обучение.
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок вырос благополучным,
успешным, счастливым человеком. И фундамент такого благополучия закладывается
именно в школьные годы. Поэтому очень важно разобраться в причинах неуспеваемости
ребенка и сделать все возможное, чтобы школа со своими жесткими требованиями
и мерками не закладывала подводные камни в его будущей взрослой жизни.
От чего зависят трудности в обучении:
- от недостаточной или несвоевременной сформированности отдельных функциональных
систем психики ребенка,
- от задержки психического развития.
В свою очередь, можно выделит две основные причины,
ведущие к такой несформированости детской психики:
-
неблагоприятные условия жизни, негативное влияние окружающей среды:
сложные семейные отношения, плохие бытовые условия, вредные экологические
воздействия, педагогическая запущенность;
-
специфика созревания мозга ребенка. Она заключается в неравномерном
развитии отдельных областей мозга, наличием отклонений в их работе.
Это может быть связано с неблагоприятным течением внутриутробного
периода развития ребенка и патологическими родами. В последующем возникают трудности
с определенными функциями психики — памятью, вниманием, мышлением, речью и связанных
с ней письмом и чтением.
Выраженная патология нервной системы (врожденная или
рано приобретенная) и связанные с этим грубые нарушение работы мозга
изучаются в рамках дефектологии, которую недавно переименовали в “специальную
психологию” и “коррекционную педагогику”.
Большая часть неуспевающих школьников имеют незначительные
нарушения и обозначаются как минимальные мозговые дисфункции (ММД). Вследствие
своей минимальности и парциальности эти отклонения никак ни проявляются в дошкольном
детстве, но обнаруживают себя с началом обучения в школе. Большие интеллектуальные
нагрузки, высокий темп обучения и строгий контроль результатов ложится непомерным
грузом на еще не сложившиеся структуры мозга, обеспечивающие состояние психики.
Трудности в обучении могут быть связаны с отсутствием взаимодействия
между психическими процессами:
-
ребенок не может освоить действия по пространственному анализу и синтезу,
значимых для обучения счету, письму, чтению. Пространственные понятия складываются
на основе представлений о схеме собственного тела и двигательной активности
в реальном, жизненном пространстве;
-
компьютерные игры с пространственными конфигурациями на экране не могут
заменить ребенку игры в жмурки, прятки, догонялки и им подобные в многомерном
реальном пространстве. Ранняя компьютеризация дошкольников является серьезной
причиной позднего формирования взаимосвязей психических функций.
Если психику ребенка представить в виде тумбы со множеством
выдвижных ящичков, в которых хранится информация, то чтобы воспользоваться этой
информацией, нужно знать, какие именно ящички и в какой последовательности выдвигать.
Именно это нарабатывается в активных действиях, предметных и подвижных играх.
Необходимо соответствие между педагогическими требованиями
к ребенку и его возможностями, в том числе возможностями психики и нервной системы.
Несоответствие и приводит к трудностям в обучении.
Психическая функция никогда не нарушается полностью и всегда
остаются сохранненными многие составляющие детской психики.
На этом основывается психологическая коррекция и лечебная педагогика:
пострадавшие составляющие психической функции можно компенсировать
за счет полноценно работающих звеньев внутри этой функции и других здоровых
психических процессов.
Если малыш не успевает в школе, обязательно следует разобраться
в причинах этой неуспеваемости с детским психологом. Это позволит подобрать
для ребенка развивающие игры:
- интеллектуальные,
- подвижные,
- ролевые,
- а также рисование, лепку, вырезание, конструирование,
- музыкальные занятия, хоровое пение,
- занятие ритмикой, хореографией.
Благодаря развитию сохраненной психической функции произойдет
компенсация более слабой функции и ребенку будет легче справиться со школьными
заданиями.