SOS! Малышу тяжело учиться! Как это связано?
Бубнова Ксения Александровна
Упражнение 9. “Отложи картинку”. (Двойная стимуляция памяти)
Вам потребуется 15-20 карточек с изображением различных предметов
(например, яблоко, чайник, флажок, автомобиль, петух, стол, лошадь, рубашка,
самолет, ручка, троллейбус и т. д.). Объясните ребенку, что сейчас он будет
запоминать слова, которые вы назовете. Пусть он вспомнит упражнение, где к словам
выполнял рисунки, чтобы потом их воспроизвести. Теперь же, для того, чтобы выполнить
задание, нужно воспользоваться разложенными на столе картинками. Для этого достаточно
выбрать ту из них, которая поможет вспомнить слово, и отложить в сторону.
Примерный набор слов:
Вода, стул, корова, пожар, кисель, отец, ошибка, сидеть, скорость,
завод и т. д.
Итак, вы читаете первое слово. Если малыш испытывает затруднения,
подберите “подходящую” картинку вместе. Скажем, слово “вода” легко ассоциируется
с изображением чайника ( воду наливаем в чайник). Заметьте, что малыш может
выбрать и другую картинку, если считает, что она поможет затем вспомнить данное
слово. После того, как ребенок отложит одну из картинок, вы читаете второе слово,
третье и т. д. Затем малыш воспроизводит услышанные слова, для чего по очереди
берет отложенные картинки.
Если вы считаете, что данный вариант сложен для вашего ребенка,
подберите слова и картинки по своему усмотрению. Позже вы вернетесь к “непосильной”
задаче и с радостью обнаружите, что теперь она “решается” достаточно легко!
Упражнение 10. “Сочини рассказ”
Это очень увлекательная игра. Заключается она в следующем.
Несколько слов, которые малыш должен будет запомнить, перед этим нужно перегруппировать
и постараться объединить по какому-либо признаку. Так вспомнить слова будет
гораздо легче! Предупредите ребенка, что затем нужно придумать смешную историю
(сказку), которая “сведет” вместе все слова. Можете пофантазировать вместе,
и это доставит вам немалое удовольствие!
Предлагаются такие слова:
медведь кот
воздух колокольчик
тележка солнце
ваза ромашка
пчела вода.
Вот какие ассоциации возникли у 7 летнего мальчика во время
проведения упражнения, и какая из этого вышла история:
медведь – пчела (укусила медведя, когда он хотел съесть
мед);
кот – ваза (кот разбил вазу, убежал в лес от наказания);
тележка – воздух (тележка взлетела в воздух, когда кот
и медведь с разбегу 100
колокольчик – ромашка – солнце – вода (это цветы, им
нужны только солнце и вода, об этом они сообщили медведю и коту, когда те жаловались
на свои злоключения).
Конечно, у каждого человека возникают совсем разные ассоциации
(например, пчела – ромашка, колокольчик, ваза – вода и т. д.)
Упражнение 11. “Ассоциации”
Здесь ребенок сам подбирает слова по ассоциации, тем самым
приобретая навык ассоциативного мышления. Над первым словом поработайте вместе.
Нужно зафиксировать все ассоциации, которые придут на ум при чтении слов, например:
Верблюд – горб, кактус, песок, пустыня, солнце, жара и т. д.
Постепенно малыш переходит к самостоятельному подбору слов
по ассоциации. Предлагать для работы можно любые слова с конкретным значением.
Например:
Ослик, стакан, ноготь, дерево и т. д.
Упражнение 12. “Что ты видишь?” ( Конкретизация абстрактного)
Вы называете абстрактные слова, а ребенок должен назвать те
зрительные образы, которые ему представляются. Например, зима – снег и т. д.
Список слов может быть таким:
Жара танец
Обед скорость
Время болезнь
Свобода счастье
Итак, в результате всех вышеописанных упражнений малыш приобретет
умение устанавливать логические ассоциации, следовательно, разовьет логический
вид запоминания.
Но ведь часто на уроках детям необходимо запомнить материал,
не связанный логически. Следующие упражнения помогают в формировании этого умения.
Упражнение 13. “Сочини сказку про эти слова.” (Нелогичные
ассоциации)
Вы даете малышу несколько слов, не связанных логически между
собой:
книга
цветок
сосиска
мыло
Затем предлагаете найти ассоциации, которые могли бы связать
эти слова. Пусть ребенок даст волю своему воображению. Ни в коем случае не ограничивайте
его рамками логических ассоциаций! В результате работы должен выйти небольшой
рассказ.
Обычно дети, с которыми проводились все вышеописанные тренинги,
успешно справляются с заданием. Однако ребенок застенчивый, неуверенный в себе
может постесняться рассказать свою историю, т. к. посчитает ее “некрасивой”,
“неправильной”. В таком случае попросите малыша назвать любые пришедшие на ум
слова и вместе составьте рассказ. Пусть он будет смешным, нелепым, фантастическим
– каким угодно! Вот что придумал 5 летний мальчик с предложенными словами:
“Я рассматривал книгу, а на столе лежал цветок. Я пошел его
понюхать и увидел рядом сосиску. Я тут же ее съел, потом взял мыло и помыл руки,
чтобы книгу не испачкать.” В других историях в книге обнаруживался засушенный
цветок, на страницах было нарисовано мыло и даже цветы-хищники поедали сосиски!
Почаще используйте это упражнение, и у малыша выработается
устойчивый навык.
Упражнение 14. “Картина из двух слов.” (“Нелогичные”
парные ассоциации слов)
Это упражнение учит объединять в воображении два предмета,
никак не связанных друг с другом. Нужно представить себе образ каждого предмета
и мысленно объединить их в одной картинке. Например, даны слова “волосы” и “вода”.
Можно представить себе картинку “Промокшие под дождем волосы” или “Волосы, которые
моют”. Примерные слова для тренинга:
горшок – коридор
солнце – палец
ковер – кофе
двор – ножницы
кольцо – лампа
котлета – песок
ноготь – книга
обезьяна – пальто
жук – кресло
Сначала малыш должен рассказать вслух о своих картинках, затем
поработать самостоятельно. На следующем занятии предложите ребенку вспомнить
картинки. Вы назовете по одному слову из каждой пары, а он – второе. Если дела
идут хорошо, приступайте к следующему упражнению.
Упражнение 15. “Запомни слова”
Теперь попробуйте научить малыша запоминать несколько логически
не связанных слов. Покажите ему, как это сделать. Например, нужно запомнить
такие слова:
Дерево, стол, река, корзина, расческа, мыло, ежик, резинка,
книга, солнце
Эти слова можно связать в рассказ:
“В одном лесу стояло зеленое красивое дерево. Росло оно, росло,
а потом пришел дровосек и срубил его, а потом из дерева сделали стол. И попал
этот стол ко мне домой. Сижу я за столом и смотрю в окно, а за окном течет река.
И вдруг я вижу, что по реке плывет корзина. Захотелось мне ее поймать, выбежал
я из дома, а корзину как раз волны вынесли на берег. Заглянул я в нее и вижу
– лежат там расческа и мыло. Наверно, кто-то мылся у реки и упустил корзину
в воду. А в это время мимо меня по берегу проходил говорящий ежик. “Ой, - сказал
он мне, - это же моя корзина”. Я отдал ему корзину, а он подарил мне красивую
разноцветную стирательную резинку. И я пошел домой рисовать, так что резинка
мне пригодилась. А когда мне надоест рисовать, я буду читать книгу, а в окно
будет светить солнце.”
Предложите ребенку представить историю, рассказанную вами.
Вместе воспроизведите слова, которые нужно было запомнить. Затем дайте другие
слова и попросите составить свой рассказ.
В результате тренировочных упражнений малыш должен научиться
сочинять подобные рассказы (сказки) по ходу чтения слов, данных для запоминания.
Сначала – вслух, затем – про себя.
Основная цель тренингов – выработать у ребенка навык подобного
запоминания упорядоченной информации. Это должно стать привычным делом для малыша
и не вызывать затруднений. Тогда не будет представлять сложностей и запоминание
учебного материала.
Дальше поговорим о том, как помочь детям быстро и легко запомнить
стихотворения, тексты, числа – ведь этого требует школьная программа!