Трудности в обучении. Часть 1
Бубнова Ксения Александровна
Вот и закончились первые, самые трудные для вашего первоклассника
недели учебы. Надеемся, малыш уже привык к школе, к ее требованиям, успел завести
новых друзей и по утрам с удовольствием заходит в родной класс. Что же, поздравляем
вас – адаптация прошла успешно. Теперь самое время поговорить о том, какие сложности
могут подстерегать ребенка на нелегком пути получения знаний. Конечно, все предусмотреть
невозможно, но определить основные, наиболее характерные проблемы, возникающие
у первоклассников в процессе обучения просто необходимо. Ведь родителям под
силу помочь малышам справиться с этими проблемами.
Итак, каковы же типичные трудности при обучении первоклассников
и как их можно преодолеть.
Ребенок “не слышит” учителя, не справляется
с его заданиями, невнимателен и рассеян на уроке.
Не расстраивайтесь, на первых порах такое случается со многими
малышами. Может быть, все еще сказываются проблемы адаптационного периода? (Подробно
об этих проблемах речь шла в одной из предыдущих статей).
Попросите учителя определить, меняется ли ситуация к лучшему
с течением времени или ребенок “отсутствует” большую часть урока точно так же,
как и в первые дни учебы. И если положение не исправляется, дело вовсе не в
сложностях привыкания к школе. А в чем же? Причин здесь может быть несколько.
Остановимся на основных из них.
Причина первая
Вашему малышу пока еще трудно следовать правилам и требованиям.
Вероятно, он не умеет слушать трудные задания, работать по
предложенному учителем образцу, четко выполнять поставленную на уроке задачу.
Возможно, при поступлении в школу ребенка тестировал психолог и заранее предупредил
об имеющейся проблеме? Тогда отложите все дела и ... садитесь играть с малышом
в шашки. Конечно, сначала его нужно научить, но с этим вы справитесь, если будете
терпеливы и доброжелательны. А, может быть, и шахматы “осилите”? Было бы замечательно!
Ну, а особо непоседливым ребятишкам наверняка понравится игра “Крестики-нолики”,
ведь занимает она всего несколько минут. Можно предложить любые развивающие
интеллектуальные игры, где необходимо не только планировать свои действия, но
и предусматривать ход, который может сделать партнер.
А вот несколько игр, которые позволяют развить у малыша умение
контролировать свои действия:
Вариантов множество. Изготовьте из картона или плотной бумаги
различные геометрические фигуры. Выкладывайте из них несложные узоры или рисунки
(квадрат из 4 различных по цвету треугольников, елочку из 3 отличающихся по
размеру треугольников, композицию “Домик” из квадратов, треугольников и прямоугольников
и т.д.) Ребенок должен “скопировать” то, что видит.
Если ваша бабушка хранит поздравительные открытки, присланные
20 лет тому назад по случаю 8 Марта или Нового года, она наверняка отыщет несколько
пар с одинаковыми рисунками. Использовать такую пару можно следующим образом:
разрезать на несколько частей (4 –8) одну из открыток и предложить малышу собрать
рисунок, глядя на образец – вторую открытку. К такому же типу заданий относятся
“Puzzles” - прекрасные сборные картинки, в большом количестве имеющиеся сейчас
в продаже. Конечно, не стоит сразу предлагать ребенку самостоятельно справиться
с картинкой, состоящей из 100 или 600 частей и обвинять его при этом в бестолковости.
Первый “Puzzle” должен состоять из 20 частей, и собирать его вы можете вместе.
Постепенно задания усложняйте, а на помощь к ребенку приходите в случае необходимости.
Поначалу это задание может показаться малышу непонятным и трудным,
но вы опять- таки начните с коллективной работы. Изобразите на бумаге чертеж,
состоящий из двух частей (одна часть изображает фасад, а другая – заднюю стену
одной и той же башни). Затем вместе постройте из кубиков эту башню, глядя на
чертеж и давая ребенку необходимые пояснения. Закончив “строительство”, предложите
малышу проверить, нет ли ошибок, все ли получилось так, как на чертеже. Первая
постройка должна быть небольшой (скажем, башня, состоящая из 8 разноцветных
кубиков– 4 кубика снизу и 4 сверху). Конечно же, следующее задание будет посложнее,
и вы похвалите “строителя” за успешное выполнение работы. А если через некоторое
время ваш маленький “архитектор” предложит кому-либо из взрослых соорудить здание
по придуманному и нарисованному им чертежу – постарайтесь не ударить в грязь
лицом! Ведь малыш без труда сможет проверить, не ошиблись ли вы. Возможно, у
вашего ребенка есть товарищ по играм, которому тоже понравится эта игра. Тогда
дети могут сооружать здания вместе либо попеременно “работать” то строителем,
то архитектором.
Несомненно, эта игра понравится всем ребятишкам. Нарисуйте
с малышом план комнаты или квартиры, используя условные обозначения, придуманные
вместе. Затем спрячьте какой-либо предмет и обозначьте на карте место, где он
спрятан.
Пусть ребенок самостоятельно отыщет “клад” по карте, а вы похвалите
его за успешно выполненное задание и предложите поменяться ролями. Теперь малыш
спрячет “клад” и отметит на карте его месторасположение, а вы найдете спрятанное.
Можете притвориться, что у вас ничего не получается, тогда ребенок вам поможет,
объяснит, давая указания по карте. Наверняка, малышу захочется научить играть
в “поиск клада” своих друзей. Проследите, насколько четко и понятно он сможет
объяснить другому правила игры.
- “Найди отличия между картинками”
Это достаточно известная игра. Подобные картинки можно найти
во многих детских журналах и газетах. Предлагайте их малышу почаще!
Всевозможные виды лото для детей в большом количестве имеются
в продаже. Вы можете самостоятельно изготовить, скажем, “Геометрическое лото”.
На маленьких карточках напишите числа (например, от 1 до 12), а на двух больших
картах каждое из чисел обозначьте соответствующим количеством кружочков. Понятно,
что карточку “5” малыш должен положить туда, где нарисовано 5 кружков. Подобных
вариантов лото множество.
Все перечисленные игры развивают у ребенка способность четко
планировать свои действия, помогают формированию умения ориентироваться на систему
признаков или условий. А ведь именно эти умения помогут малышу успешно справляться
с заданиями на уроке, “слышать” учителя и выполнять его требования.
Трудности в обучении. Часть 2