«Технарь» или гуманитарий?
Сегодня родителям, подыскивающим подходящее учебное заведение для своего ребенка, предоставляется богатейший выбор. Языковые лицеи, физико-математические гимназии, масса специальных развивающих программ… И это, конечно, прекрасно. Однако есть одно «но» — программа, даже самая прогрессивная и распрекрасная, должна, прежде всего, нравиться самому ученику. Но ведь бывает и так, что честолюбивые родители выбирают школу для своего ребенка, руководствуясь исключительно собственными соображениями насчет того, что лучше и престижнее.
А потом ребенок годами мучается, без особого успеха зубря несколько иностранных языков и отдыхая душой лишь на уроках математики, где вместо скучных и тяжелых текстов ему предлагают схемы и формулы — такие ясные, простые и интересные. Или тупо смотрит на диковинные значки всяких синусов, косинусов и похожих на собачьи хвосты интегралов, которые ежедневно вбивают ему в голову, и читает под партой сборник стихов.
Только «физмат»!
Конечно, я слегка утрирую. На самом деле таких детей — одаренных гуманитарно и при этом совершенно не способных к точным наукам, или, наоборот, прирожденных «технарей», не умеющих связать двух слов, очень мало — всего один–два процента. Чаще бывает по-другому: талантливый ребенок, как правило, показывает хорошие способности к изучению любых предметов. Но все-таки в какой-то из областей он одарен больше. В какой?
В прошлом году школа, в которой учится мой ребенок, «выросла» в статусе — из обычного среднего учебного заведения она стала физико-математической. А в конце учебного года мой сын-семиклассник огорошил меня новостью: их класс расформировывают, а ученикам нужно выбрать, где им учиться дальше. Предлагались специализированные физико-математический и природоведческий классы или учеба по стандартной общеобразовательной программе. Перед тем, как решить, какой же класс выбрать, мы сравнивали программы. В природоведческом — поменьше математики, чем в физико-математическом, но побольше, чем в обычном. Зато там каждый день урок английского. И мощная программа по химии. На чем остановиться?
Детей не рассортировывали по классам насильно — родители были вольны выбрать программу для своего ребенка. Тем временем школьный психолог работала с семиклассниками: с помощью развернутых тестов и проективных методик выясняла уровень интеллекта, способности к обучению и индивидуальные склонности ребенка. А затем советовала каждому из них, на какой программе лучше остановиться.
Выбор моего ребенка — природоведческий класс — меня, в общем, не удивил. Мне казалось, что сын всегда больше тянулся к естественнонаучным и гуманитарным дисциплинам. А математика… Да ну ее, скучищу такую! Каково же было мое удивление, когда сказали, что по результатам тестов моему ребенку следовало бы пойти в физико-математический класс: у него оказались «на высоте» логика и способности к абстрактному мышлению. А одному из его одноклассников, которому, по словам сына, родители категорически заявили: «Только физмат!», порекомендовали выбрать более мягкую программу. Но физико-математический класс — он ведь самый престижный…
Как узнать, кто же ваш ребенок — технарь или гуманитарий? В каком возрасте обычно проявляются способности к точным или гуманитарным наукам?
Наш консультант — психолог Киевской физико-математической школы № 185 Елена Смирнова: «Раньше с ребенком старались дополнительно заниматься по тем предметам, по которым он не успевает, чтобы «дотянуть» его хотя бы до среднего уровня. Сейчас психологи пришли к тому, что нужно максимально развивать его сильные стороны. И они «паровозом» будут тащить за собой все остальное».
Не читать и считать, а думать и пересказывать
Случаи, когда направление способностей ребенка можно просмотреть очень рано, в дошкольном и младшем школьном возрасте, крайне редки. Конечно, если малыш хорошо рисует или поет, читает с выражением стихи, можно говорить об артистичности, художественной или музыкальной одаренности. Но когда в детском саду маме говорят о том, что ребенку непременно нужно идти в физико-математический класс, это еще вилами по воде писано. Ребенок хорошо считает и умеет прибавлять-отнимать? Это замечательно. Но это еще совершенно не говорит о том, что у него есть математическое мышление. Примерно до 7–8, а то и до 9 лет мышление детей — наглядно-образное. Математическое же предполагает способности к анализу. А что такое анализ? Это умение, пользуясь предыдущим опытом, прогнозировать ситуацию, строить новые конструкции. Оно приходит позже, после 9 лет.
В принципе, все мы появляемся на свет с потенциальными задатками к любому виду деятельности. Другими словами, мы способны ко всему. Вопрос только в том, разовьются ли эти наши задатки в способности? Специалисты Киевского НИИ логопедии выяснили, что между задатками и способностями есть две буферные системы, называющиеся «симультанная» и «сукцессивная». За этими «страшными» названиями кроются способности нашего мозга мыслить последовательно и умение мысленно «схватывать» весь массив информации одновременно. Если ребенку в возрасте от 3 до 6 лет давать упражнения на развитие этих двух форм мышления, то, придя в школу, он будет знать, что делать с любым материалом и играючи справляться с самыми сложными заданиями.
Только вот вопрос, что это за упражнения? Не секрет, что многие родители, желающие как можно лучше подготовить своего малыша к школе, стараются, в первую очередь, научить его читать и считать. Так вот, НЕ НУЖНО с трех лет учить ребенка читать. Этому он и так научится. И четыре действия арифметики он выучит, никуда не денется.
Что же тогда нужно? Общее, базовое развитие. Учите его говорить, пересказывать, давать развернутые ответы на вопросы. Рассказывая ему сказки, не ленитесь спрашивать: «А как бы ты сам поступил на месте героя? Давай придумаем для сказки новый конец».
Нужно максимально способствовать любым проявлениям детского творчества. Рисует ребенок на обоях — не ругайте его, а, наоборот, дайте ему побольше бумаги и карандашей, развесьте листы ватмана на стенах. Лепите с ним из пластилина, собирайте конструкторы. Замечательная вещь — песочная терапия. На берегу речки или моря стройте замки из песка (на взрослых это занятие, между прочим, тоже хорошо влияет). Водите его в театр, на экскурсии. И общайтесь, общайтесь, общайтесь!
А занятия с репетитором перед первым классом принесут больше вреда, чем пользы. Что обычно делают репетиторы? «Прогоняют» с дошкольником программу первого класса. Потом такой «натасканный» ребенок приходит в школу, и поначалу ему просто не интересно учиться — он уже и так все знает. А позже, когда идет новый материал, и ребенок что-то не понимает, ему становится страшно и обидно. И интерес к учебе пропадает.
Выбирая школу для своего первоклассника, ищите не хорошую программу, а хорошего учителя — для него это сейчас самое важное. Для того, чтобы успешно учиться, младшему школьнику, в первую очередь, нужна ситуация успеха. Психологический комфорт — это среда, в которой развиваются все способности. Поэтому не скупитесь на похвалы: «Ты молодец, у тебя все получится». И ни в коем случае не ругайте за двойки, а ищите причины неудач. Ребенок что-то не понял — ему нужно объяснить. А то ведь бывает, что при самой распрекрасной программе учитель просто «затюкивает» ученика и гасит в нем интерес к учебе.
Учим физику — подтягиваемся… по языкам?
Не случайно в большинстве учебных заведений все специальные программы начинаются примерно с пятого класса. Именно в этом возрасте уже более-менее определяются склонности ребенка, видно, справится ли он с более сложной программой. Кроме того, в середине переходного возраста (в среднем, лет в 10–13) в мозгу уже сформированы центры, отвечающие за аналитическое мышление.
В старые советские времена родителям было проще определить наклонности ребенка — существовала масса кружков и секций, в которые можно было за символическую плату (а то и вовсе бесплатно) водить ребенка. Оптимальный вариант — дать ему попробовать как можно больше занятий. Тот кружок, в котором он останется, — это его.
А как определяют слабые и сильные стороны ребенка профессиональные психологи? Для этого существует масса специальных тестов. В нашей школе для определения способностей ребенка мы используем тест Кеттелла. Он хорош тем, что может быть адаптирован для ребенка в возрасте от 6 до 16 лет и базируется на общей способности человека к адекватной оценке соотношений между объектами. Сюда входят умение продолжать логические цепочки, умение находить лишнее, абстрактное мышление. Первый блок заданий теста выявляет склонность к точным наукам, второй — к гуманитарным.
В первом классе мы просто просматриваем деток. В четвертом, пятом и седьмом они проходят тесты. Процент детей, у которых направление способностей четко определяется к четвертому классу, очень мал, в пятом уже можно с большей уверенностью говорить о склонностях ребенка. Профильное обучение в нашей школе начинается только с восьмого класса, поэтому мы еще раз тестируем семиклассников, поднимаем результаты тестов за предыдущие годы, и тогда уже составляем рекомендации.
В среднем, примерно 5–7 процентов детей показывают очень высокие способности и к точным, и к гуманитарным наукам. 12 процентов очень способных детей имеют узконаправленные наклонности, однако все равно это не «чистые» технари или гуманитарии. Чаще всего сочетаются в паре математические и естественнонаучные или естественнонаучные и гуманитарные способности. Дети средних способностей показывают неплохие результаты и в точных, и в гуманитарных науках. А вот дети, математически одаренные и гуманитарно бездарные (или наоборот), встречаются крайне редко: таких всего 1–2 процента.
Это говорит о том, что в подавляющем большинстве случаев нельзя говорить об узконаправленных способностях. Они развиваются комплексно. Раньше как было? Например, у ребенка слабое место — математика. Значит, будем усиленно заниматься математикой, чтобы с грехом пополам подтянуть его хотя бы к среднему уровня. Сейчас уже в психологической практике приходят к тому, что нужно максимально развивать не слабые, а именно сильные стороны. И они «паровозом» будут тащить за собой все остальное.
«Правый уклонист» с большой головой
Тесты — это, конечно, хорошо. Но и они не дают стопроцентный результат. Случается, что дети волнуются и боятся отвечать на задания. Бывает и так, что у потенциально умного ребенка занижена самооценка. Не будучи уверенным в собственных силах, он старается подсмотреть ответы соседа.
Поэтому мы применяем и другие методики. Например, рисунок — как проявление нашего подсознательного. Если в тесте можно подогнать результат, то с рисунком так не получится: подсознание все равно будет гнуть свое. И по тому, что изображено, можно сделать много интересных выводов. Скажем, просим мы детей нарисовать человека. Сфера, которая отвечает за интеллект, — это голова. И то, насколько она большая или маленькая, показывает… нет, не ум ребенка, а его отношение к интеллектуальной деятельности. Это может быть ребенок с очень низким интеллектуальным потенциалом. Но большая голова на его рисунке говорит о том, что он жаждет воспользоваться этим потенциалом по максимуму. С другой стороны, для ребенка с огромным потенциалом основными могут быть физическая сила или красота — и голова человека на его рисунке будет маленькой. Одним словом, рисунок показывает не наличие способностей, а желание их развивать и ими пользоваться.
Как по рисунку можно определить склонность к точным или к гуманитарным наукам? Если изображение отклоняется в правую сторону, то с большой долей вероятности можно сказать, что ребенка влечет к точным наукам. Если в левую — то перед нами, скорее всего, гуманитарий. Но это, разумеется, всего лишь один из критериев. Для того, чтобы четко построить профиль ребенка, нужно комплексное исследование. К счастью, сейчас в каждой школе есть психолог. Кроме того, есть множество психологических центров, и неравнодушные родители могут обратиться туда.
«Бунтари», «подпольщики» и «беглецы»
Самое интересное в тестах — они не привязаны к школьным оценкам. Более того, по результатам тестов очень хорошо видно, когда оценки заслуженные, а когда нет. Довольно часто случается, что у отличника плохие результаты, а отпетый двоечник демонстрирует очень высокий уровень интеллекта и способностей. Стало быть, двойки ребенок получает не потому, что он глуп, а потому, что у него просто не сложились отношения с учителем. Либо наоборот, хороший ученик «берет» старательностью и исполнительностью, а не интеллектом.
Многие учителя имеют совершенно ложные представления об уровне одаренности учеников. Мы часто убеждались в том, что учителя часто ставят знак равенства между интеллектом и школьными отметками. Они видят в оценках главный критерий одаренности — одним словом, смотрят на следствие, а не на причину. Давая характеристику ученику, учителя, по большей части, руководствуются такими признаками:
— дисциплинированность;
— успешность;
— способности (не уточняя, какие именно способности — «способный», и все!);
— скрупулезность, настойчивость в достижении учебных целей;
— интерес к учебе;
— исполнительность;
— авторитет среди товарищей;
— внешний вид.
Как видите, в этом списке не указаны ни истинная мотивация обучения (только «интерес», который стоит далеко не на первом месте), ни интеллект, ни самооценка и уровень притязаний, ни коммуникабельность. Учителей не интересуют степень внутренней свободы ученика, его чувство ответственности. Наконец, они не разделяют общие и специальные способности ученика.
Школьный статус ребенка вовсе не отражает истинного уровня его способностей. По-настоящему умный и одаренный ребенок может быть в школе как отличником, так и «третьесортным» учеником. Это зависит не от интеллекта, а от психологических особенностей школьника.
Существует несколько «школьных типов» одаренных детей
1. «Лучший ученик». Все его любят, сам он делает то, что и как ему говорят. Любит нравиться.
2. «Бунтарь». Спорит со всеми, с ним тяжело общаться. Когда что-то мешает достижению его целей, у такого ребенка часто возникает состояние фрустрации — эмоционально-волевого напряжения.
3. «Подпольщик». Знает, что за одаренность не платят, а, наоборот, требуют. Поэтому он стремится «не высовываться» и «быть как все».
4. «Беглец». Выпадает из школьной системы, не может приспособиться к требованиям школы и учителей.
5. «Двуликий». Отстает, имеет физические недостатки. Его все считают слабым и не замечают одаренности.
6. «Целеустремленный». Независимый и автономный. Знает себе цену и знает, что хочет. Наилучший тип для разработки индивидуальной программы.
У каждого из этих типов свой стиль поведения, свои потребности, своя система отношений, свой эмоционально-волевой статус. И, конечно же, к каждому нужен свой подход как в школе, так и в семье.
А родители должны помнить об одной вещи. Ребенок — это не их продолжение. Это отдельная личность со своими мыслями, желаниями, образом мышления. Насколько это жутко — выучиться и понять, что всю оставшуюся жизнь предстоит заниматься тем делом, которое тебе не по душе. Но пока ребенок учится в школе, еще не поздно что-то изменить. Выбирая программу для ребенка, помните об этом и не заставляйте его силой заниматься тем, что ему не нравится.
7 СИСТЕМ СПОСОБНОСТЕЙ
ЛОГИЧЕСКИ-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ. Умение обобщать, способность к последовательному мышлению, оперирование системой символов, легкость перехода от прямого к обратному ходу мыслей, гибкость мыслительных процессов. Такому ребенку в будущем подойдет сфера деятельности философа, математика, ученого.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ. Умение видеть мир в образах, визуальная креативность, умение создавать собственные образы. Черчение, дизайн, пиктографическое проектирование — вот те области, в которых пространственно одаренному человеку будет интересно.
СОЦИАЛЬНЫЕ. Людям с этим типом одаренности лучше всего дается общение с окружающими. Они умеют определять и оценивать характерные черты других, понимать их чувства. Одарены «социальным интеллектом», т. е. способностями, необходимыми для будущих учителей, политиков, продавцов.
ОЦЕНИВАЮЩИЕ. Способность оценивать характерные черты личности, понимание мотивов поведения других, рефлексивность — все это черты ведущего интеллекта психологов, врачей, социальных работников, юристов.
КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ. Кинестетический интеллект присущ тем, кто работает в движении — это, в основном, спортсмены, танцовщики, ткачи. И, между прочим, талантливые хирурги тоже наделены высокими кинестетическими способностями.
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ. Вербальный (лингвистический) интеллект, необходимый для развития способностей поэтов, переводчиков, писателей, историков, предусматривает красочность образов памяти, чувство языка, развитие эстетического чувства, творческое воображение.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ. Чувство ритма, размера, тона, интонации — вот интеллект, присущий музыкантам.
Конечно, ни один из типов интеллекта не существует отдельно. Но справедливо и то, что способности одаренных людей, как правило, определяются такими комбинациями:
— интеллектуалы-аналитики;
— художественно одаренные;
— лидеры, организаторы;
— психомоторно одаренные;
— способные к специфическому обучению.
7 советов родителям, желающим развивать способности своих детей
1. Избегайте однобокости в учебе и воспитании.
2. Не лишайте ребенка игр, забав, сказок, создавайте условия для выхода детской энергии, подвижности, эмоциональности.
3. Помогайте ребенку в удовлетворении основных нужд, поскольку человек, энергия которого скована решением повседневных проблем, менее способен к достижению высот самовыражения.
4. Оставляйте ребенка в одиночестве, позволяйте ему самому заниматься своими делами. Помните — если вы хотите своему ребенку добра, научите его обходиться без вас.
5. Поддерживайте любые творческие проявления ребенка, сочувствуйте его неудачам.
Избегайте критики и низкой оценки творческих способностей ребенка.
6. Уважайте любознательность ребенка, его новые идеи. Отвечайте на любые вопросы, даже на те, которые, по вашему мнению, выходят за рамки дозволенного.
7. Учите ребенка не тому, что может он сам, а лишь тому, что он может осилить только с помощью взрослого.
Измеряем уши
Российские ученые разработали метод, который дает возможность определить потенциальную склонность ребенка к точным или гуманитарным дисциплинам еще в раннем возрасте.
Они установили, что творческие способности человека зависят от размера его… ушей.
Если, к примеру, ваше левое ухо больше правого, то, скорее всего, вы больше одарены в точных науках. Если же правое ухо больше, перед вами — типичный гуманитарий. Разница в размерах ушей может быть незначительной — всего лишь 2–3 миллиметра. Но даже этой разницы достаточно для того, чтобы определить ведущее полушарие головного мозга.
Журнал "Мир семьи" июль 2006 года