SOS! Малышу тяжело учиться! Развитие памяти
Упражнение 4. “Вспомни картинки.” (Осязание визуального
материала)
Приготовьте листок бумаги и карандаш. Объясните малышу, что
сейчас он будет рассматривать картинки и рисовать их по памяти, т.е., не глядя
на рисунок. Сначала предложите рассмотреть 3 рисунка верхней строки. (Остальные
нужно закрыть листом бумаги, чтобы малыш не отвлекался.) Смотреть можно всего
30 секунд. После того, как рисунки будут выполнены, предложите ребенку сравнить,
насколько они соответствуют образцу. Затем переходите к следующей строке. Если
с заданием малыш справился успешно, с двумя последними строками поработайте
одновременно. (Рис. 1)
Следующий этап –
изображения абстракций.
Упражнение 5. “Нарисуй загогулину.” (Пробуждение чувства
деталей)
Для начала предложите
ребенку рассмотреть 1 абстрактную фигуру на протяжении 1 минуты. (Остальные
накрываются, чтобы малыш не отвлекался.) (Рис.2)
Теперь пусть он закроет глаза, мысленно представит себе фигуру
во всех деталях и попробует нарисовать. Для шестилетних малышей это довольно
сложная задача! Похвалите ребенка, даже если он допустил неточности, затем вместе
исправьте ошибки. Затем переходите к следующей картинке. Если изображение предложенных
абстракций все же окажется для вашего малыша слишком непосильной задачей, дайте
свой вариант, попроще. После нескольких тренингов вновь вернитесь к рисункам,
представленным в статье. Постепенно усложняйте задание, работая не с одной,
а сразу с двумя (тремя, четырьмя) картинками. Для этого ребенку необходимо по
1 минуте рассматривать каждую абстракцию (остальные в это время прикрыты листом
бумаги), затем мысленно представить себе все картинки по очереди и изобразить
их. Для каждого занятия готовьте новые картинки (по аналогии с представленными).
Упражнение 6. “Послушай и опиши”. (Осязание словесного
материала)
Это упражнение учит малышей размышлять о словах. Объясните
ребенку, что вы будете называть какое-то слово, а он должен представить его
и описать.
“Представляй себе, как выглядит то, что я называю, его цвет,
вкус, запах, звуки, которые оно может издавать, и т. п.”
Например: “Зубная паста на вид белая и блестящая, с мятным
запахом и вкусом острым и сладким одновременно”.
Предлагается такой список слов:
бумага палка
шерсть платок
сапог мороженое
гнездо слон
палец автобус
кот блин
волосы ботинок
лимонад колесо
роза птица
Сначала научите малыша описывать вызываемые при помощи чувств
образы вслух, затем он должен научиться делать то же самое “только в уме”.
Если вы убедились, что ребенок хорошо освоил все предыдущее,
научился представлять называемый предмет и сосредоточиваться на нем, можно приступить
к сложной тренировке ВООБРАЖЕНИЯ.
Упражнение 7. “Волшебник”
Предложите малышу представить себе, что он волшебник. Сделайте
для игры “волшебную палочку”, так ребенку легче будет войти в роль.
Пусть он вообразит какое-либо животное или фантастическое существо.
Образ создан. Теперь попросите малыша “оживить” картинку. Животное (существо)
должно начать двигаться, жить своей жизнью в воображении ребенка. Пусть он расскажет,
что “видит”, опишет свои фантазии.
Затем предложите малышу заняться “волшебством” посложнее –
“оживлением” предметов. Сначала упражнения выполняются с закрытыми глазами,
а затем с открытыми.
Чтобы развить воображение ребенка, в ходе всех занятий предлагается
оживить 50 живых существ и 100 предметов. Возможно, вы сами получите огромное
удовольствие от фантазий ребенка. Запишите самое яркое и удивительное из того,
что он придумал. Пусть малыш почувствует себя творческой личностью, способной
создавать что-то интересное. Это придаст ему уверенности в своих силах.
Упражнение 8. “Расскажи мне про этот предмет”
В ходе этого тренинга ребенок должен научиться “идти в своих
рассуждениях от эмоций к логике”. Вы можете использовать любые предметы. Вам
подойдут:
- фрукты или овощи (начните с одного объекта, постепенно переходя к
сравнению нескольких одного и того же семейства);
- цветы и растения;
- деревья (исследуйте с детьми их общую форму, крону, ветки, листья,
плоды, цветки и т. д.);
- животные (например, кошки, собаки, птицы);
- окрестности (близлежащие улицы, парки и т. д.);
- люди (лица, голоса, привычки и т. д.).
Итак, вы показываете предмет и задаете приблизительно такие
вопросы (по данной схеме):
Смотрим на предмет и воспринимаем его.
Скажите ребенку: “Внимательно посмотри на это. Какое твое первое
впечатление? Нравиться ли тебе то, что ты видишь?” (цвет, форма и т. д.) Если
вы добьетесь того, чтобы малыш подключал к восприятию эмоции, информация (в
данном случае та вещь, о которой идет речь) окажется записанной в долговременной
памяти ребенка, он лучше ее запомнит. Постарайтесь выяснить, что произвело на
малыша самое яркое впечатление.
Проверяем и осмысляем наши чувства.
“Приятен ли тебе этот предмет? Он тебя раздражает или успокаивает?
Кажется впечатляющим или бесцветным? ( Грустным или забавным? Увлекательным
или скучным?” и т. д.)
Обратимся к примеру. Рассматривая цветок водяной лилии, девочка
6 лет так описала свои чувства: “Хоть мне и очень нравится этот цветок, когда
я беру его в руки, становиться как-то тревожно и грустно. Он такой холодный,
наверное, солнышко не может его согреть. Русалки любят такие цветы и плетут
себе из них венки. А мне больше нравятся венки из одуванчиков”.
Учите ребенка прислушиваться к своим эмоциям, разбираться
в них. Ведь размышления о том, что он чувствует, помогают работе памяти!
Затем идет логическая часть упражнения. Анализируя увиденное,
ребенок должен сосредоточится на главном, основном и запомнить самое важное.
Устанавливаем общий смысл. Рассматриваем предмет с точки
зрения композиции.
“Знаешь ли ты, как называется то, что мы рассматриваем?”
Предположим, ваш объект – “клен в осеннем наряде”.
“Посмотри, что находится рядом? Какие деревья и кусты растут
вокруг? Чем клен отличается от других? Какие цвета ты видишь?”
Если вы работаете с картинкой, спросите, что находится на переднем
плане, а что на заднем и т. д. Своими вопросами вы должны вовлечь малыша в пространственное
восприятие предмета.
Разбираемся в деталях.
Вместе с ребенком отыщите те значимые детали, которые характеризуют
предмет. Для этого нужно подробно его описать.
Скажем, вы рассматриваете березу. Попросите малыша присмотреться
к стволу этого дерева, провести рукой по коре и рассказать о своих наблюдениях
(ствол тонкий, стройный; кора гладкая, белая, с черными пятнышками). Затем перейти
к веткам (гибкие, опускаются вниз), листьям (маленькие, в форме сердечка, с
зубчиками по краям, на них видны прожилки).
Подводим итог. Синтез.
Теперь предложите малышу закрыть глаза и мысленно представить
себе тот предмет, о котором шла речь. Пусть расскажет, что он отчетливо видит
на своей “картинке”. Затем ребенок может перенести ее на бумагу, используя цветные
карандаши или краски.
Упражнение 8. “Сколько ты запомнишь”
Для этой игры вам понадобятся по 2 набора карточек с буквами
или цифрами, желательно из плотного картона. Сначала покажите малышу 3-4 карточки
(скажем, с изображением букв П Д С Ю) и попросите их запомнить. Затем предложите
отыскать эти буквы среди беспорядочно разбросанных карточек. Постепенно количество
запоминаемых букв увеличивается.
Аналогично можно поработать с картинками. Для запоминания возьмите
3-4 картинки ( ребенок должен их запомнить и назвать по памяти). Затем попросите
отыскать их среди 10-12 похожих изображений. Если малыш успешно справляется
с заданием, в следующий раз возьмите больше картинок.
И не забывайте отмечать успехи вашего ребенка, хвалить его,
вместе радоваться его достижениям! Ваши усилия не напрасны – от занятия к занятию
память малыша становиться лучше. Конечно, мгновенно достичь желаемого результата
невозможно, но народная мудрость гласит: “Терпенье и труд все перетрут”. Итак,
запаситесь терпением и приступайте к следующему виду тренировочных упражнений,
направленных на способность устанавливать связи между элементами материала.
В чем же смысл таких упражнений? Чтобы легче вспомнить нужную
информацию, ребенок должен иметь к ней “ключ”. И “ключом” этим могут быть ассоциации.
“Ассоциация – это психический процесс, в результате которого
одни представления и понятия вызывают появление в уме других. Обычно ассоциации
устанавливаются скорее интуитивно, чем логично, хотя сама подобная работа невозможна
без умения находить сходства или различия”.
Итак, вам предлагается потренировать ребенка на ассоциации,
научить его устанавливать связь между явлениями и предметами. Ведь тогда малыш
гораздо легче их запомнит!