Популярное

Водород против старения, болезней и смерти!

Открытие доктора Волкова - это водородная бомба, которая взорвется в каждом человеке, обновив все человечество.

Один из самых важных вопросов человечества - проблема здорового долголетия. Никто из нас не хочет болеть. От болезней пытаются избавляться по-разному. Лечебным голоданием и травами, физическими упражнениями, йогой и медитациями. Могучий клан врачей-фармакологов ищет "таблетку от тысячи болезней".

Скачать книгу Волкова

Скачать книгу Волкова-2

Женский уголок

Гомеопатия для женщин: подобное лечится подобным Биоэнергетика деревьев Гидротерапия на дому Драгоценные камни - целебные украшения «Женские» лекарственные травы Светотерапия - способ улучшить настроение Фитотерапия для женщин Цветотерапия для женщин Цветочные эликсиры для женщин

Партнеры



Тридцать три коровы, или Учимся сочинять стихи!

«Тридцать три коровы, стих родился новый…» Помните песенку о маленьком поэте?
Именно об играх в рифму мы сегодня и поговорим. Эти игры – не только веселое времяпровождение. Это средство развития и речи, и воображения, и нестандартного творческого мышления малыша.

Чтобы сочинять стихи, нужно уметь наблюдать, замечать вокруг самое яркое и необычное, уметь подбирать выразительные слова и, главное, надо уметь рифмовать. И пусть маленькие “вдохновенные рифмоплеты” не станут великими поэтами (хотя, как знать!), но зато они будут получать огромное удовольствие от самого процесса творчества, от радости создания собственного стихотворения. А какими необычными и образными могут быть стихи, написанные ребенком! Не зря же Корней Чуковский говорил: «В начале жизни мы все – стихотворцы и лишь потом постепенно начинаем говорить прозой».

Есть и еще один нюанс. Не секрет, что многие современные ребятишки не любят читать стихи. Но зато они любят их сочинять! Так давайте воспользуемся этим, чтобы воспитать из маленького писателя большого читателя!

Стихи и малыши
Начиная читать еще совсем крошке детские стишки и потешки, мы делаем большое и важное дело. И не беда, что малыш еще не понимает смысл прочитанного. Важность не в том.
Читая, мы с раннего детства открываем для ребенка красоту и мелодику родной речи, прививаем любовь к слову, учим понимать рифму и размер. Малыш, выращенный на “качественных” детских стихах, скорее всего не потеряет интереса к поэзии и в будущем. В первые игры-рифмы мы играем с ребенком интуитивно, даже не воспринимая их как игры. Читая знакомый стишок, мы останавливаемся в конце строчки, давая возможность крохе самому произнести знакомое слово. И он отлично с этим справляется. По мере роста малыша, его словарный запас становится все больше. И если вы читали и читаете множество разнообразных стихов, 2-3 летний ребенок уже вполне может сыграть с вами в игру “Подскажи словечко”. Для этой игры используйте незнакомые четверостишия с простыми, легко угадывающимися рифмами. Хороши и загадки, в которых отгадка подбирается в рифму. И не спешите сразу ответить за малыша. Дайте ему возможность самому найти правильный ответ.

Если у вас под рукой нет книги с загадками или стихами, можно прямо “на ходу” придумывать рифмовки-чистоговорки. Они помогают ребенку почувствовать ритм стиха. В эту игру я частенько играю с младшей дочкой:
- Ча-ча-ча, мы были у…
- Врача! – радостно подхватывает Маша.
- Жа-жа-жа, в лесу нашли…
- Ежа!
- От-от-от, мурлычет рыжий…
- Кот!
- Иб-иб-иб, в лесочке вырос…
- Миб! –
Вот те на! Ситуация оказалась не совсем понятной для Маши, потому что мы чаще говорим не “гриб”, а “грибок”. Вот дочка и выдумала слово в рифму, но абсолютно ничего не значащее. А чтобы не получалось всяких “мибов”, подбирайте хорошо понятные малышу ситуации, и тогда слово-отгадка будет само проситься на язычок. А потом можно и усложнять. И хвалите, обязательно хвалите в любом случае! Ведь нестандартное мышление – это здорово! Почему бы и какому-нибудь “мибу” не вырасти под елочкой? Кто знает…

Стихосложение – замечательное занятие во время дороги в детский сад или стояния в долгой очереди. И время скоротать поможет, и польза несомненная. Сочинять стихи можно, просто глядя по сторонам: что вижу, о том пою. И непременно по очереди: строку мама, строку малыш.
Так веселее:
По тропинке мы идем
Ни за что не упадем!
Над цветком летает пчелка.
Мне смотреть мешает челка…

Играем в стихотворение
Абракадабра

Бывает так, что у малыша не получается рифмовать слова. Ну не понимает он, что такое рифма, и все тут. Попробуйте поступить следующим образом. Возьмите какое-нибудь хорошо известное стихотворение и перескажите его “своими словами”. Например, вот так:
Хозяйка бросила зайку.
Зайка остался под дождем.
Не мог слезть со скамейки,
Промок весь до ниточки.

Спросите у малыша: это стихотворение? Нет! А почему? Да потому что рифмы в нем нет. Теперь переставляем слова, и все становится на свои места. Найдите вместе с малышом рифмующиеся слова: хозяйка-зайка, не мог-промок. Поиграйте в эту игру-переставлялочку, сначала “портя” стихотворение, а потом его исправляя.

Аплодисменты
Для этой игры нам понадобятся ладошки. Вы называете пару слов, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, если рифма есть, и поднять ручки вверх, если слова не рифмуются. Песок-носок: хлоп! Стол-стул: ручки вверх! Такая игра очень быстро поможет малышу разобраться, что к чему.

«Четвертый лишний»
Вы называете четыре слова, а ребенок должен выбрать из них то, которое не рифмуется с тремя остальными. Например, в цепочке “мимоза, берёза, коза, заноза”, лишнее слово, понятно, “коза”.

Рифмованное лото
Для детей, умеющих читать, можно сделать лото. Возьмите пачку плотных бумажных листов “для записей” и крупно напишите на каждом по одному слову. Подберите их так, чтобы каждые 3-4 слова рифмовались. Начинаем играть. Карточки перемешиваем и раздаем игрокам по 10 штук. Начинающий игру кладет на стол любую из своих карточек и громко читает слово. Каждый игрок выбирает из своих карточек те, где есть слова, рифмующиеся с названным. Затем следующий по кругу игрок кладет на стол свою карточку и читает слово, а остальные выкладывают карточки со словами-рифмами, если они у них есть. Выигрывает тот, кто первым остался без карточек.

«Поймай рифму»
Вы бросаете малышу мячик и называете слово, а он должен вернуть вам мячик и ответить рифмой: часы-усы, белка-тарелка и т.д. Можно перебрасываться мячиком и рифмовать одно слово, составляя цепочку: кошка-мошка-ложка-брошка-окрошка и т.д. И не беда, что получится не сразу. Немножко тренировки, и появятся замечательные и необычные рифмы. Кстати сказать, в подобные игры гораздо веселее играть с компанией малышей, например, на детском дне рождения или во время прогулки. А мы часто играем всей семьей в машине, выбирая слово и придумывая к нему рифмы по очереди до тех пор, пока чья-нибудь фантазия не исчерпается. В таком семейном соревновании уместно называть и не очень употребляемые слова, вроде коромысла или ухвата, а заодно и объяснить ребенку их значение. Вот только у папы не очень-то выходит рифмоплетство, и он все чаще выбирает замечательные рифмы вроде “брат-двоюродный брат”.

«Чепу-чепу-чепуха
А вот игра для ребятишек постарше. Ведь часто так бывает, что мамы и папы не знают, во что поиграть с подросшим чадом. А ведь наши маленькие школьники жаждут играть и общаться с нами не меньше, чем малыши.
Игра “Чепуха” пришла из моего детства. Был период, когда мы с упоением играли в нее не только на переменах, но и, чего уж тут скрывать, на уроках. Думаю, что игра эта знакома и вам. Несколько игроков (можно два, но чем больше, тем лучше) берут по листку бумаги. Закрывая свой листок рукой от посторонних глаз, пишут сверху любую фразу, например: “Как-то раз у нас под партой” или “Однажды, в студеную зимнюю пору”. Затем складывают листок так, чтобы написанное было закрыто, и передают по кругу, сообщая соседу последнее слово в строке. Теперь задача игроков написать следующую строку в рифму с предыдущей. Затем листок опять складывают и передают дальше. Так продолжается до конца листа или пока не надоест. Затем листок разворачивают и читают написанное вслух. Все игроки покатываются со смеху, потому что получаются бессмысленные, но очень забавные сочетания. Ну, на то она и чепуха. И если вы дождливым осенним вечером рискнете сыграть в эту игру всей семьей, хорошее настроение вам обеспечено, несмотря на унылую погоду.

Чудо-шарады
Следующая наша забава – шарады. В них заданное слово делится на несколько частей, каждая из которых – самостоятельное слово: фа-соль, верх-ушки и т.п. В старых детских журналах этой полезной игре отводилось много места. И неспроста. Шарады – замечательное задание на сообразительность и эрудицию. Отгадывание подобных загадок помогает глубже понять родной язык и его многообразие. А мы с вами попробуем шарады сочинять, а потом загадывать их папе. Пусть поломает голову! У шарад существует множество разновидностей. Самая популярная среди них – анаграмма. В ней слово отыскивается путем перестановки букв. Вот пример:
В моря и океаны
Пускаю я фонтаны.
Наоборот напишешь –
В часах меня услышишь.
(кит-тик)

Для того чтобы написать анаграмму, нужно подобрать сначала пару слов, а потом на ее основе придумать стихотворение-пояснение. Таких пар существует великое множество, но вот вам для начала: насос-сосна, липа-пила, умница-цунами, банка-кабан, вход-вдох, мошкара-ромашка, парк-карп, волос-слово.

Поиграем в буриме?
Кроме описанных игр, есть и другие, пришедшие к нам из далеких времен, когда любой хорошо образованный человек был немножко поэтом. Такие стихи писались в кругу близких людей, использовались как подарки друзьям.

«Буриме (от франц. bout – конец, rime - рифма) – это веселая игра, стихотворная задача, где нужно писать стихотворения на заданные заранее рифмы. Играть в нее интересно всей семьей, зачитывая по очереди свои произведения. И это не просто развлечение, а полезное занятие, развивающее творчество, чувство юмора, расширяющее словарный запас. Рифмы для буриме должны быть неожиданными и немного странными. Главное требование к будущему стихотворению: здравый смысл и юмор. Для малышей используйте рифмы попроще: зайка-стайка-шкатулка-булка. Вот что может получиться:
На полянку вышел зайка.
Видит – там синичек стайка.
Он открыл свою шкатулку,
Дал синицам с маком булку.

А потом можно и посложнее: в зоопарке-делом-жарко-мелом. Интересно играть в буриме, используя рифмы из известных детских стихотворений. Ну-ка, попробуем сочинить свой вариант из цепочки: на пол-лапу-брошу-хороший или в норке-замолчи-корки-свечи. А можно поиграть в “угадалки”, попросив малыша вспомнить, в каком стихотворении встречались эти рифмы.
Одной из разновидностей буриме является монорим (от греч. monos – один и франц. rime - рифма). В этой игре берется одно слово-основа, и все стихотворение должно быть построено на одной одинаковой рифме. Можно придумывать строчки по очереди. Например, выбираем слово “утка” и сочиняем такое стихотворение:
Жила-была на свете утка,
Она любила незабудки.
Они цвели в ее желудке.
А это, знаете, не шутки!
Однажды в гости на минутку…
… ну, и так далее.

Наверняка малышу будет интересно сочинить вместе с вами акростих. Это такое стихотворение, в котором каждая строка начинается на определенную букву. Если прочитать подряд эти буквы, то должно получиться какое-то слово:
Маленькая девочка
Абрикосы кушает
Шаловливой белочкой.
Ах, меня не слушает!

Попробуйте обыграть имя малыша и его друзей или придумать акростих в подарок папе или бабушке.
Разновидностью акростиха является тавтограмма, в которой все слова начинаются с одной и той же буквы. Вот где потребуется большой словарный запас:
Летит лиловый лепесток,
Легкий летний лоскуток…

Если вам удастся заинтересовать малыша играми в рифму, в будущем ему это здорово пригодится. Сочинить веселые пожелания ко дню рождения близкого человека, переделать песню на школьном празднике, придумать анаграммы для студенческого КВНа – где только не понадобится умение писать стихи.
А главное - ребенок получит возможность выразить в творчестве свою нестандартность, свой удивительный внутренний мир, имя которому – детство.

Юлия КАСПАРОВА

Журнал "Мир семьи" декабрь 2005 года
Copyright  ©  "Золотой Ус"  2005-2024.