Играем в математику. Первый счет
Бубнова Ксения Александровна
Уже в 3 года
многие малыши умеют считать в пределах 3 – 5, а некоторые – в пределах 10, знакомы
с понятиями “один”, “много”. Четырехлетние дети с удовольствием пересчитывают
предметы на прогулках, рассматривая иллюстрации, рисуя.
В 5-летнем возрасте ребенок не только считает от 1 до 10, но и “наоборот” –
от 10 до 1.Он с удовольствием примет участие в игре “Считай дальше” (взрослый
бросает мяч и говорит “один”, малыш, поймав мяч, отправляет его обратно и продолжает
счет).
Очень полезной будет игра “Найди соседей” (у числа 2 “соседи” – 1 и 3. Как ты
думаешь, какие “соседи” у числа 3?)
Обычно в этом возрасте дети уже знакомы с цифрами.
Вырежьте небольшие квадратики из картона и напишите на каждом
число от 1 до 10. Предложите ребенку “правильно” выложить карточки (по порядку).
Малышу понравится игра “Какое число потерялось?” (попросите
его закрыть глаза и уберите одну карточку. Открыв глаза, ребенок должен определить,
какого же числа не хватает).
Кроме карточек, можно использовать кубики с цифрами. Из них
малыш с удовольствием построит “числовые ступеньки”, по которым пройдет любимый
медвежонок, считая от 1 до 10 и в обратном порядке от 10 до 1. (такой счет в
результате тренировочных упражнений должен быть доведен до автоматизма.)
Итак, в ходе ваших занятий ребенок должен усвоить, как каждое
число обозначается печатной цифрой, какое место занимает оно в ряде от 1 до
10, после какого и перед каким числом его называют при счете.
Малыш должен понять, что каждое последующее число образуется
из предыдущего и еще одной единицы (разумеется, эта формулировка – для родителей,
а не для запоминания детьми).
Предложите игру “Сколько стало?” Пусть малыш посадит на коврик
три игрушки, а вы – еще одну. Спросите, сколько их стало. Обратите внимание
ребенка на то, как получилось четыре игрушки (к трем прибавили один).
Очень полезными будут игры, в ходе которых дети учатся получать
большее число из двух меньших (как мы можем перевезти на грузовичке 5 кубиков,
если все не помещаются в кузове? Можно взять сперва 4 кубика, а затем перевезти
еще 1. Или сначала – 3, а потом 2 и т.д.) Решая подобные задачи, ребенок усваивает
состав чисел первого десятка.
Раскладывайте на тарелки яблоки, расставляйте в вазы цветы
(Как мы можем разложить 9 яблок на 2 тарелки? Как 10 цветов можно расставить
в две вазы?) Создавайте всевозможные игровые ситуации – и через некоторое время
ваш малыш, не задумываясь, расскажет, что число 6 можно получить, если к 5 прибавить
1, к 4 прибавить 2 или к 3 прибавить 3.
При изучении состава каждого числа можно использовать такие
игры:
“Найди пару” (назови любое число до 10. Ты выбрал 8? Теперь
я возьму одну карточку с цифрой, а ты подбери другую так, чтобы наши числа при
сложении образовали число 8.) Можно использовать также устный вариант этой игры.
“Дополни число до...” (число, которое я назову, нужно дополнить
до 8. Я называю 6. Сколько единиц не хватает, чтобы стало 8?) Поначалу ребенку
легче будет справиться с заданием, если вы используете счетный материал (палочки,
кружочки и т.д.) Тогда малыш увидит, что нужно взять 2 единицы, чтобы число
6 дополнить до 8. Постепенно нужно перейти к выполнению подобных заданий без
опоры на наглядность.
Сложение и вычитание в пределах десяти. Задачи
Конечно же, ваш малыш уже знаком с простейшими примерами на
сложение и вычитание, с задачами на нахождение суммы и разности.
К кормушке прилетели 3 синички и 2 воробья. Сколько всего птичек
собрались пообедать? (Задача на нахождение суммы.)
У зайчика было 4 морковки. Он съел 1 морковку. Сколько осталось?
(Задача на нахождение разности.)
Пришла пора ознакомить ребенка с самим понятием “задача”, ее
структурой.
Расскажите, что в задаче есть условие, вопрос, решение и ответ.
Пусть малыш сам научится составлять задачи, предлагая решить их вам и другим
детям. Обращайтесь к нему с просьбой придумать задачу, скажем, с числами 3 и
2.
Поиграйте в игру “Найди задачу”. (В предложенном вами рассказе
должна содержаться задача, а ребенок ее “находит”, отличая от загадок и просто
вопросов.)
Для решения можно ввести новые виды задач, например:
У Алеши было 5 красных кубиков, а синих – на 1 меньше. Сколько
синих кубиков у Алеши?
На арене цирка выступают 4 тигра и 3 льва. На сколько больше
тигров, чем львов?
Производя вычисления в ходе решения задач, дети могут пользоваться
фишками (они заменяют предметы, о которых говориться в задаче). Фишками послужат
вырезанные из картона квадратики, кружочки и т.п.
Теперь поговорим о сложении и вычитании в пределах 10-ти.
Малыш получает достаточное количество устных упражнений в ходе
изучения состава чисел и решения задач. Кроме этого, нужно познакомить ребенка
с понятиями “сумма”, “разность”, знаками “плюс”, “минус”, “равняется” и научить
“записывать” примеры. Малыш еще не умеет писать, но он может “выложить” их при
помощи изготовленных вами или купленных карточек (цифры и знаки).
Занимаясь с ребенком, играйте в “школу”, причем вы должны выступать
как учителем, так и учеником. Не забудьте записать в ученики любимого медвежонка,
куклу Барби и всех желающих членов семьи. Бабушка вашего малыша наверняка обрадуется,
если строгий “учитель” поставит ей “пятерку” за правильно выполненное задание.
Готовя ребенка к школе, родители должны помнить, что добиться
усвоения необходимого учебного материала – не первостепенная задача. Главное
– вызвать у малыша интерес к учебе, желание пойти в школу.
Избегайте перегрузок при обучении, не ждите, когда ребенок устанет или ему
станет скучно. “Урок” лучше закончить до того, как познавательная активность
малыша начнет падать. Определить это очень просто: если в конце занятия ваш
ребенок просит “еще немножко посчитать” – вы на верном пути.