О природе гениальности
Шевякова Анна
"Ученые обнаружили то обстоятельство, что дети, которых часто хвалят, становятся
более интеллектуальными, чем дети, которых часто ругают. И в этом состоит
творческий элемент похвалы."
Томас Дрейер
Наверное, мало кто из родителей и воспитателей не мучился над вопросом,
пытаясь определить для себя: что же такое гениальность? Многие ученые по сей
день бьются над проблемой, пытаясь докопаться до истоков: насколько врожденной
является гениальность?
Хоуи посвятил 10 лет изучению развития одаренных детей и результатом его
работы станет книга "Что такое гений", которая скоро выйдет в свет (“Санди
Таймс”, 1999). Хоуи убежден, что талантливость сверхспособных детей не обусловлена
унаследованными генами, просто они более трудолюбивы, настойчивы, умеют рационально
распределить свое время и еще им чуть-чуть повезло.
Хоуи вместе с коллегами исследовали 76 работ всемирно известных композиторов,
и выяснили, что все они, за исключением троих, в течение 10 лет профессионально
занимались музыкой, прежде чем написали свои основные работы, и достигли высокого
уровня мастерства в равной степени благодаря благоприятной окружающей среде
и врожденным способностям. Они также проанализировали также деятельность 200
современных музыкантов, и пришли к выводу, что единственным показателем, по
которому можно было предсказать уровень их игры, было время, которое они затрачивали
на занятия музыкой. Из всего этого Хоуи делает вывод, что каждый человек может
добиться выдающихся результатов в той или иной области, если будет трудолюбив
и настойчив (“Санди Таймс”, 1999).
Сюзан Гринфилд, профессор фармакологии Оксфордского университета и автор
книги, посвященной человеческому мозгу, говорит: "Мне кажется, что способность
мозга выполнять какую-то особую работу определяется не его физическими характеристиками,
а на порядок более высоким уровнем обработки мысли”. По ее мнению, гены хотя
и играют определенную роль, но связи между клетками мозга гораздо более многочисленны
и значимы (“Санди Таймс”, 1999).
А Доман, вспоминая всех известных выдающихся личностей, которые начали читать
в три года, часто повторяет: "они так рано научились читать, потому что были
гениями, или они СТАЛИ гениями, потому что так рано выучились читать?" (8).
Томас Эдисон же считает, что “гений - это на 99% тяжкий, до пота, труд и
на 1% вдохновение”. Однако пока ни одна теория не объясняет загадки того,
откуда взялся у Эдисона 1% вдохновения.
Рис Вилляс попытался разобраться в этом (Анохин К. В., 2000). Он выделил
свойства, которым должны удовлетворять одаренные дети:
Эти дети сами по себе характеризуются очень сильной мотивированностью и
неиссякаемой любознательностью в той области, в которой они одарены.
В этих областях дети способны интуитивно доходить до каких-либо знаний (минуя
логическую цепочку).
В области своего таланта чаще всего эти дети являются “зрелорожденными”,
т. е. имеют преждевременное созревание в сфере своей одаренности (гены, отвечающие
за развитие функциональных частей мозга, у таких детей включаются раньше,
чем у обычных).
У большинства одаренных детей одаренность является неравномерной. Раннее
созревание одних частей мозга часто сопровождает отставание в других. Например,
95% детей, обладающих математическими способностями, имеют отставание в лингвистической
области. А у 20 – 25% таких детей, что в два раза чаще, чем у остальной популяции,
затруднены социальные контакты (например, они аутичны).
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что на основе одних и тех
же генетических задатков можно вырастить совершенно разных людей. То есть
хотя многое определяется генами, но, как на клавишах пианино, на одних и тех
же генах можно сыграть грустную или веселую мелодию, вальс или марш.